События на Украине следует воспринимать как составную часть плана США/ЕС раздвинуть границу «Европы» как можно дальше на восток, чтобы в конечном итоге либо добиться свержения изнутри существующего в России политического и экономического порядка и превратить Россию в «европейскую» страну, либо изолировать ее в качестве политической и экономической периферии за пределами «европейской» буферной зоны, простирающейся вглубь бывшего Советского Союза.
С точки зрения апологетов этой стратегии, «Европа» представляет собой географическую общность схожих ценностей демократии, рыночной экономики, свободы слова, верховенства закона и уважения прав человека. Предпринятая девять лет назад первая попытка включить Украину в «Европу» путем «оранжевой революции» оказалась безуспешной. Но сама идея не была забыта, она нашла свое продолжение в манипулировании внутренними противоречиями Украины, в особенности сильными прозападными настроениями католического, нерусскоязычного населения Западной Украины, с тем, чтобы затянуть страну в «Европу». США политически стимулирует внутренние силы Украины, чтобы добиться её разрыва с Россией, неоднократно заявляя, что как независимое государство Украина имеет право выбирать себе партнеров, иными словами — присоединиться к ЕС и НАТО, невзирая на тревогу России. Их неправительственные организации, занимающиеся продвижением демократии, в течение многих лет активно работают на этом направлении.
Вмешательство
Руководство Украины продемонстрировало неспособность управлять раздробленной страной и перед лицом противоборствующих сил ввязалось в политическую игру с обеими сторонами — Западом и Россией. По сути россияне воспринимают Януковича как бездарного и коррумпированного политика, и характеризовать его как «пророссийского» было бы политической близорукостью, искажающей реальность.
Отказ в последний момент от Соглашения об ассоциации с ЕС дал «про-демократическим» элементам, равно как и украинским ультранационалистам, предлог, который был им необходим для организации ожесточенных протестов, в конечном счете приведших к свержению законно избранного правительства Януковича. Поддержка Западом этого антиконституционного акта на столь чувствительной для России территории, без учета возможных последствий таких действий для отношений между Россией и Западом, свидетельствует или о вопиющей дипломатической безграмотности, или о необоснованной самоуверенности в способности справиться с любым вызовом со стороны ослабленной России.
Пособническая роль США в политическом перевороте на Украине оказалась изобличенной поведением американских политиков и дипломатов. Помимо введения нецензурной брани в дипломатический обиход, помощник госсекретаря США-куратор данного региона была еще запечатлена на видеокадрах, на которых она раздавала пакеты с едой участникам антиправительственных уличных демонстраций в Киеве. Ни одна уважающая себя страна не допустила бы настолько вульгарного вмешательства в свои внутренние дела. Терпимое отношение к этому эпизоду изобличает шаткость основ украинской государственности, разобщенность политических кругов украинского государства и степень проникновения иностранных сил в его политическую систему.
Отношение Запада к России обескураживает. С одной стороны, более не признаётся её статус «великой державы», звучат ужасающие предсказания о ее будущем из-за демографического упадка, изжившей себя промышленной инфраструктуры, чрезмерной зависимости от экспорта природного сырья, высокой степени госконтроля над экономикой, удушающей предприятия, слабой юридической системы и т.д. Фактически Европа хочет, чтобы Россия смирилась со своим ослабленным статусом и, не претендуя на равенство с Европой как с единым целым, согласилась воспринимать себя просто как одно из крупных европейских государств. В дополнение к этому, чтобы положить конец русофобии в Европе, Россия должна принять политические, экономические и социальные ценности Европы, фактически став клоном других западноевропейских стран.
С другой стороны, к России по-прежнему относятся как к главному геополитическому сопернику Запада. Всё ещё не отброшены выдержанные в духе «холодной войны» попытки её сдерживания, когда в этих целях используются военные, экономические и идеологические рычаги воздействия в виде продвижения на Восток НАТО, ЕС и западных ценностей. Китай, несмотря на 1,3-миллиардное население и превращение во вторую крупнейшую мировую экономику и в главного экспортера в мире, наращивание военного потенциала и растущие стратегические амбиции, нацеленные на то, чтобы оспорить гегемонию США в западной части Тихого океана, воспринимается как менее устрашающее явление.
Ощутимая угроза
Упорное стремление Запада воспринимать мир с евроцентристских позиций, а также вера в то, что Россия обладает потенциалом, чтобы угрожать центру притяжения западных держав в лице НАТО, отчасти может объяснить происходящее. Интересы США будут, несомненно, соблюдены, если удастся не допустить, чтобы в общественном сознании ослабло ощущение российской угрозы, поскольку тогда это позволит США продолжить доминировать через НАТО в европейской политике обороны и безопасности.
Германия, являясь сильнейшим партнером России в Европе, могла бы сыграть связующую роль между США/ЕС и Россией, однако она вынуждена действовать в рамках ограничений, навязанных её внешней политике членством в ЕС/НАТО. Германия была эпицентром «холодной войны», она же должна сыграть главную роль в том, чтобы навсегда похоронить это явление. Эта страна находится в наиболее выгодном положении, чтобы гасить вновь прорывающиеся рецидивы напряженности в духе «холодной войны» в отношении России, которые США и некоторые страны ЕС культивируют непосредственно у российских рубежей.
Последствия
Американские инстинкты доминирования, язык угроз, запугивания и санкций, применяемый руководством США, которое претендует на то, что говорит от лица всего «международного сообщества», вновь отчетливо проявились во время украинского кризиса. Но на этот раз речь идет не о небольших и относительно беззащитных странах, таких как Ирак, Ливия, Иран или Сирия, а о постоянном члене Совета Безопасности ООН, которого США грубо попирают.
Америка угрожает России исключением из «большой восьмерки», наложила визовые ограничения на въезд ряда категорий должностных лиц и изучает возможности экономических санкций, игнорируя тот факт, что основания, приводимые для наказания России, на вполне законных основаниях могут быть применены для обоснования аналогичных мер преследования Соединенных Штатов за принуждение к сменам режимов в нескольких государствах в нарушение международного права.
Такое поведение США чревато международными последствиями, оно размывает поддержку действующей международной системы и усиливает потребность в перебалансировке глобального соотношения сил, пока еще существенно склоняющегося в пользу Запада. Как это ни парадоксально, США подрывают ту самую международную систему, доли ответственности за поддержание которой они хотели бы возложить на других.