Недавние события на Украине были как минимум поразительными – для закаленного наблюдателя из Восточной Европы не менее, чем для всех остальных. Российское дерзкое и незаконное военное вмешательство – это пугающий вызов не только украинской независимости, но и самим основам послевоенного либерального порядка. Запад обязан обеспечить убедительный и серьезный ответ на атаку на установленную глобальными правилами систему. Отличным вариантом могло бы стать предоставление Грузии конкретного доступного пути в Организацию Североатлантического договора (НАТО).
Российские силы полностью контролируют украинский Крымский полуостров. Невзирая на недавнее обещание российского президента Владимира Путина снизить уровень напряженности (хотя он при этом продолжал отрицать активное задействование российских войск в Крыму), мало что указывает на то, что Москва планирует ослабить хватку на этой суверенной иностранной территории. Сообщается, что российские войска, скапливавшиеся на границе с Украиной, отступили, однако Кремль очевидно сохраняет режим готовности к применению военной силы, держа в напряжении многих своих соседей. Российский флот провел боевую стрельбу в Балтийском море, а на российской военно-воздушной базе возле Еревана в Армении были размещены российские истребители МиГ-29. По тревоге были подняты в воздух турецкие истребители F-16 - российский разведывательный самолет зашел в воздушное пространство Турции. Кроме того, Кремль все-таки провел запланированные испытания по запуску межконтинентальной баллистической ракеты. Вопреки кремлевской риторике, все это похоже на что угодно, но только не на снижение уровня напряженности.
Невзирая на мнение некоторых экспертов, российский военный авантюризм на Украине – вопрос истинной геостратегической важности для Запада. Захватывая – под неубедительным предлогом – суверенные территории своего соседа, Москва осуществляет эффективное наступление на фундамент архитектуры евроатлантической безопасности. Эта система базируется на главенстве транснациональных норм и теоретически гарантируется Соединенными Штатами, Европейским Союзом и другими подобными организациями. Украина – пока не член НАТО или ЕС, но она – член европейской семьи, и имеет право как на суверенитет, так и на то, чтобы вести такую внешнюю политику, какая ей кажется уместной.
С момента окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты и Европа потратили большое количество ресурсов на то, чтобы превратить континент из постоянной угрозы мировой безопасности в нечто вроде постмодернистской утопии, практически лишенной гоббсовских межгосударственных конфликтов, которые продолжают терзать многие регионы в остальном мире. Однако российская интервенция ставит под угрозу сохранность европейского проекта. Агрессивная Россия, которая хочет и может нарушать суверенитет своих соседей, - угроза мечте о европейском единстве, демилитаризации и свободном передвижении. Она может скинуть континент назад к его историческому дефолтному состоянию: разрозненный, воюющий и нестабильный.
Читайте также: Украина и Грузия - трагичные параллели
При этом реальные политические возможности отреагировать на российскую агрессию скудны. Для прямого динамического военного ответа причин или воли нет. И даже более скромные шаги, типа экономических санкций или политического давления, встретили сопротивление внутри Европы. Британия, чей именитый английский характер в последнее время ослаб, отказывается поощрять карательные меры, которые могут подвергнуть опасности прибыль ее менеджеров хеджевых фондов в Лондоне. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер даже высказался против крайне символической меры по изгнанию России из «большой восьмерки» промышленно развитых государств – несмотря на абсурдность сохранения ею членства.
Обычный западный пакет экономических санкций кажется маловероятным, а ключевые европейские страны в особенности артачатся и не хотят напрямую выступить против России в ситуации с Украиной. Это подталкивает к пропорциональному, но менее прямому западному ответу на российскую агрессию на Украине. Во многих отношениях предоставление Грузии плана действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ) – как раз то, что надо. Это одновременно выдержанная и упреждающая мера. Такой шаг продемонстрирует истинную западную решимость сохранить и усилить архитектуру евроатлантической безопасности – которая с 1945 года служила основой либерального международного порядка, но не будет выглядеть откровенной эскалацией.
Почва для грузинского вступления уже подготовлена. На самом деле, недавний прогресс Грузии дает ей хорошие шансы на вступление в НАТО – вне зависимости от украинского кризиса. Она продемонстрировала свою верность демократии серией мирных смен власти. Ее войска служат в Афганистане бок о бок с партнерами НАТО, и она предприняла серьезные шаги по превращению своей армии из зависимой от призыва (и побежденной в войне с Россией) в профессиональные силы в западном стиле. Кроме того, Тбилиси сумел смягчить свои отношения с Россией и восстановить ограниченный торговый и культурный обмен, свернутый после конфликта 2008 года. Это значительно улучшило региональную ситуацию в смысле безопасности – а ведь еще пару лет назад там наблюдалась перманентная вражда с влиятельным северным соседом. Как подчеркивает случай с Украиной, Грузия и Россия вряд ли когда-нибудь станут действительно ладить – как минимум пока Россия продолжит оккупировать законные грузинские территории, но Тбилиси, кажется, настроен быть выше постоянных провокаций со стороны России.
В структурном смысле Грузия также готова к осуществлению плана. Помимо действительно выдающегося вклада грузин в Афганистане – не говоря уж о их недавнем решении присоединиться к миротворческой деятельности ЕС в Центральноафриканской Республике, грузинские войска уже интегрируются в 25-тысячные натовские силы быстрого реагирования. Это можно считать свидетельством того, в какой хорошей форме находятся грузинские войска. Во время своего недавнего визита в Грузию военный комитет НАТО, главный военный орган альянса, похвалил и поддержал текущие оборонные реформы Грузии. А премьер-министр Грузии Иракли Гарибашвили во время своего недавнего визита в США призвал альянс признать прогресс Грузии в смысле готовности ко вступлению в НАТО на следующем саммите в Британии. И администрация, и Конгресс сигнализировали одобрение присоединения Грузии к ПДЧ.
Также по теме: Грузинский сценарий 2008 года, российско-украинский конфликт и миротворческая роль ЕС
Членство Грузии имеет смысл. Вопреки тому, как ее обычно изображают, Грузия во многом – уже стабилизирующая сила в регионе. В прошлом вклад Грузии в региональную безопасность омрачался ее едкими отношениями с Россией, но постепенное улучшение отношений в очередной раз обнаруживает потенциальную ценность Грузии как регионального стержня. Она уже стремительно интегрируется в фактически трехсторонний блок прозападных Турции и Азербайджана, поддерживая при этом хорошие отношения с соседней Арменией. Недавно Грузия резко улучшила связи с Израилем за счет былой дружбы с Ираном, однако страна остается честным игроком и доступным местом встречи для почти всех своих соседей.
По честной оценке, Грузия уже – более чем достойный кандидат на ПДЧ. Любые другие вопросы – дополнительные реформы, применимость коллективной обороны к сепаратистским регионам и прочее – лучше всего обсуждать в рамках ПДЧ. Это уместная мера для самого НАТО, а также она может оказаться эффективной в отражении российского реваншизма.
Россию часто изображают играющей в геополитические шахматы, пока Запад трясется над доской. Аналогия старая и громоздкая, однако чувство того, что Москве лучше удается демонстрировать стратегическую настойчивость, возникает не на пустом месте. Присоединение Грузии к НАТО создаст редкую возможность применить косвенную, но крепкую контрмеру с целью усилить структуру евроатлантической безопасности, продемонстрировать западную решимость в момент снижения самоуверенности и дать понять Москве, что у ее агрессии есть последствия. В то же самое время, это вряд ли спровоцирует напряженность, учитывая косвенность шага и тот факт, что НАТО обещает Грузии членство в альянсе еще с саммита в Бухаресте в 2008 году.
Разумеется, есть более прямые краткосрочные меры, которые могут и должны быть приняты в ответ на агрессию России на Украине. Самая целесообразная из них – сделать мишенью финансовые и реальные активы коррумпированных чиновников, лиц, занимающихся отмыванием денег, нарушителей прав человека, занимающих высокие должности в российском правительстве, и связанной с режимом элиты. Эффективность таких мер может быть снижена упрямством европейцев, однако они тем не менее могут предоставить достаточно рычагов для минимизации возможной катастрофы. В стратегическом смысле Запад может поступить упреждающе и убедительно, сдержав свое обещание взять Грузию в НАТО. Это уже просто пора сделать – а также это взвешенный ответ на очевидную геополитическую агрессию со стороны России.