Марш России на Крымский полуостров на Украине в конце февраля, а также запланированный на воскресенье референдум по вопросу о присоединении Крыма к России вызвали гнев в западных столицах. Россия стоит перед лицом мягких экономических санкций, угроз ужесточения визового режима, замораживания её зарубежных активов и возможного исключения из «восьмерки». С 5 марта США усилили военное сотрудничество с Польшей и странами Балтии. В плане ответной реакции в военном аспекте это самый значительный шаг, на который может пойти Вашингтон.
Однако российская интервенция в Крым была полностью предсказуема. Психология и менталитет российских стратегов, сформированные на протяжении последних четырех веков европейской истории, сделали неизбежным то, что спустя четверть века непрекращающегося продвижения НАТО и ЕС к российским границам Москва проводит разделительную линию через Украину.
Российская психология, закалённая в горниле истории, считает европейский экспансионизм главной угрозой. Каждое столетие, начиная с 1700-х годов, экспансионистские силы Западной Европы осуществляли кровавые вторжения в Россию, дважды подступая к самой Москве. Вторгшаяся в 1709 году Швеция, на тот момент главенствующая держава Европы, в битве под Полтавой была разгромлена царем Петром Великим, основателем Российской Империи. В 1812 году «великая армия» Наполеона из 600 тысяч солдат фактически заняла Москву перед тем, как капитулировала, измотанная, голодная и изнурённая российской зимой.
В 1941-44 годах гитлеровская армия вторглась в Советский Союз, осуществляя кампанию, которая предопределила исход Второй мировой войны, самой кровавой в истории человечества. Миллионы русских погибли во время мучительного отступления по выжженной земле к Москве, а затем и контрнаступления Красной Армии, дошедшей до Берлина.
Как писала в 1986 году профессор Стэнфордского университета Кондолиза Райс, «битва с Германией превратилась в сражение за родину, что не раз случалось в российской истории».
Полный решимости не допустить, чтобы в будущем ни одно вторжение не затронуло земель матери-России, Иосиф Сталин жесткой рукой установил контроль над пространством Восточной Европы, включая Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию и половину Германии. Варшавский договор, заключенный между СССР и этими его союзниками, создал для России буфер безопасности и на протяжении 45 лет обеспечивал баланс сил с НАТО.
Это равновесие было сломлено после распада Советского Союза в 1989-1990 глодах. Сейчас Михаил Горбачев говорит, что президент Буш-старший заверял его тогда, что НАТО не будет расширяться на восток. Однако альянс как раз поступил наоборот, предоставив членство в организации в 1990 году – Восточной Германии, в 1999 году – Польше, Венгрии и Чехии, в 2004 году – Словакии, Словении, Румынии, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литве, в 2009 году – Хорватии и Албании. В данный момент в состав НАТО входят 28 государств по сравнению с 16-ю в 1990 году.
В настоящее время, когда НАТО стоит у порога России, в Центральной Азии созданы базы США и американские системы ПРО могут быть размещены в Чехии и Польше, впервые Москва провела «красную линию» в Грузии. После «революции роз» демократического толка в 2003 году и заманчивых обещаний принять Грузию в НАТО в 2008 году Россия осуществила вторжение.
Сейчас Москва провела такую же жёсткую черту на Украине, которая двигалась в сторону в НАТО и членства в ЕС. После обеспечения фактической независимости для двух пророссийских регионов на территории Грузии – Абхазии и Южной Осетии – Москва теперь намерена отторгнуть Крым от Украины.
На прошлой неделе Генри Киссинджер написал в Washington Post: «Запад должен понять, что для России Украина никогда не может быть просто каким-то иностранным государством. На Украине, именовавшейся Киевской Русью, начиналась российская история. Оттуда же распространилась религия, исповедуемая русскими. На протяжении веков Украина была частью России, а их исторические пути переплетались ещё раньше… Черноморский флот – инструмент российского влияния в Средиземноморье – базируется на основе долгосрочной аренды в Севастополе, в Крыму. Даже такие знаменитые диссиденты, как Александр Солженицын и Иосиф Бродский, настаивали на том, что Украина – неотъемлемая часть российской истории и, по сути, самой России».
С 1990 года Россия терпимо относилась к расширению НАТО и ЕС по большей части из-за того, что не обладала ресурсами ему противостоять. Теперь же «заправленная» углеводородами экономика и националистическая политика президента Владимира Путина вызвала более жёсткую реакцию.
Сложные взаимоотношения между Крымским полуостровом и Россией дают Москве повод для вмешательства. В ходе Второй мировой войны Сталин полностью депортировал 200-тысячное население крымских татар-мусульман в наказание за якобы имевшее место сотрудничество с нацистами во время гитлеровского вторжения в Крым. Их место было занято большим числом ветеранов российской армии, что изменило демографическую картину Крыма в пользу этнически русского населения. В 1954 году преемник Сталина Никита Хрущев, будучи украинцем, подарил Крымский полуостров Украине.
После лёгкого поглощения Крыма и Москва столкнулась с некоторыми проблемами. Возвратившиеся в Крым татары представляют собой определенную опасность в связи с предупреждениями татарских лидеров о мобилизации радикальных исламистов в их среде. Худшим сценарием для Москвы было бы превращение Крыма во вторую Чечню.
Более того, поскольку Россия является частью глобальной экономики (объем ее торговли только с Европой составляет 460 миллиардов долларов), экономически Москва уже не отдалена от остального мира так, как это было в годы «холодной войны». Кризис на Украине нанёс удар по российскому фондовому рынку и котировке рубля – оба показателя упали на 10%. Даже несмотря на лидерство в мировом экспорте углеводородов и промышленных металлов, Москва знает, что может пострадать от экономических и социальных санкций.
В 1923 году Сталин писал, что капиталисты, несомненно, будут наступать, и для защиты революции необходимо создать «кольцо из братских стран». Эти страны теперь состоят в НАТО, а социализм советского толка мёртв. Несмотря на это, Москва дала понять, что не допустит вторжения НАТО и ЕС в те края, которые она по-прежнему считает Россией.