В свежем мартовском докладе, подготовленном специально для Совета Безопасности ООН, сегодняшнюю Ливию назвали основным источником контрабандных поставок оружия, включая ПЗРК, в 14 стран «на разных континентах» (в список входят такие страны как Турция, Сирия, Ливан, Египет, Ирак, Мали, Чад, ЦАР, Нигер, Нигерия, Тунис, Алжир, Мавритания, Марокко). На данный момент центральные власти Ливии не контролируют как минимум 3 крупных порта в стране, откуда оружие (как и нефть, что недавно попала в сферу внимания СМИ в связи с отправкой танкера в КНДР) нелегально морем уходит в соседние страны, не говоря уже об использовании практически отсутствующей границы на юге Ливии. В докладе также сообщается, что кроме уже имеющихся проблем с разграбленными арсеналами Каддафи и утечкой вооружений, сегодня в Ливию поставляется оружие другими странами (не исключено, что странами Запада) в обход санкций и эмбарго ООН, причем используются ранее «замороженные» ливийские деньги из «черного списка» ООН, а поставки идут не официальному Триполи, а в частные руки. Куда потом ливийцы перепродают это оружие и для кого выступают посредником, можно только догадываться.
Башар Асад на этой неделе подписал закон, ужесточающий визовый режим. По новому законодательству теперь и арабы и турки должны иметь визу для въезда в Сирию. До этого граждане арабских стран, а также Турции и Ирана в визах не нуждались. Безвизовый режим теперь сохраняется только для граждан Ливана и Ирана. Закон вступит в силу через три месяца. Штраф за нарушение составит от 30 до 60 тысяч долларов, или может применяться наказание в виде лишения свободы на срок от одного до пяти лет. Понадобилось целых три года войны и ухудшение отношений с арабским миром, чтобы Асад ввел визовый режим. Впрочем, этот шаг служит сигналом того, что постепенно Дамаск ставит под свой контроль пропускные пункты на границах и старается хоть как-то навести порядок в потоках людей, проникающих в страну. Более того, по данным Agence France-Presse, буквально на днях сирийское руководство приняло решение закрыть свои дипломатические представительства в Кувейте и Саудовской Аравии, так как на протяжении трех лет эти страны поддерживали вооруженную оппозицию в Сирии и призывали к свержению Башара Асада.
Читайте также: Нефть, мигранты, терроризм, интернет...
В зарубежных СМИ появляется все больше подтверждений, что в Сирии был освобожден Мохаммед Хайдар Заммар, вербовщик «Аль-Каиды» из мечети Гамбурга, который был причастен к атаке 11 сентября 2001 года. Заммара в Алеппо обменяли на пленного офицера сирийской армии боевики из бригады «Ахрар аш-Шам». Заммар родился в 1961 году в Алеппо в Сирии. В 1971 году с семьей оказался в Германии, в 1982 получил немецкое гражданство. Интерес к радикальному исламу возник еще в школе. Заммар активно проявился на джихадистской сцене в 80-х годах. В 1991 он побывал в Афганистане, в 1995 в Боснии, после чего еще несколько раз отправлялся в Афганистан. В Гамбурге он лично вербовал и общался с некоторыми из будущих смертников-угонщиков, которые нанесут удар по башням-близнецам. Во время атаки на башни он находился в Бостоне и смог благополучно покинуть США. В декабре 2001 американцы его взяли в Марокко и по программе ЦРУ «передача особым порядком» (или «пытки по субподряду», как окрестили программу журналисты) был передан Сирии. По информации журналиста New Yorker Джейн Майер, Сирия тогда была одним из «самых популярных» направлений передачи подозреваемых. В 2004 году бывший агент ЦРУ Роберт Баэр говорил: «Если вы хотите серьезного допроса, то отправляете задержанного в Иорданию. Если нужны пытки — отправляете в Сирию». Программа, Сирия и лучший друг президент Башар Асад в частности, пользовались особой репутацией и симпатиями у ЦРУ, позволяя американцам оставаться «чистыми» и непричастными к пыткам. Заммара держали в полной изоляции в известной тюрьме «Фар-Фаластин». «Представители США в Дамаске передают вопросы в письменной форме сирийцам, которые возвращают им ответы Заммара», — пишет Time в июле 2002 года. В итоге после проведенных пяти лет в тюрьме в одиночной камере без приговора в 2007 году сирийцы Заммару дают 12 лет за членство в «Братьях-мусульманах». По некоторым данным, исламисты из «Ахрар аш-Шам» освободили Заммара еще в сентябре 2013 года. Что он делает сейчас в Сирии, неизвестно, но сам факт того, что человек, причастный к 9/11, снова на свободе, вызывает сильнейшее раздражение у американцев.
The Guardian 12 марта опубликовала любопытную статью об иракской шиитской организации «Асаиб Ахл аль-Хак», члены которой воюют и гибнут в Сирии. В Ираке на крупнейшем в мире кладбище «Вади Аль-Салам» (5 миллионов захоронений) бойцам «Асаиб Ахл аль-Хак» закупаются все новые и новые места. Недавно приобрели для будущих «мучеников» еще 2500 квадратных метров земли. Тела приходят из Сирии каждый день. В среднем по три в сутки. Всего в Сирии за шиитские святыни против суннитов воюют от 8 до 15 тысяч шиитов. Около 500 уже лежат в земле «Вади Аль-Салам». Что, собственно, тоже говорит о накале боев в Сирии с противостоящими Асаду исламистами и силами Свободной Сирийской Армии. Патроном «Асаиб Ахл аль-Хак» считается иранский генерал Касем Сулеймани, о котором российскому читателю известно не так много, но который играет серьезную роль на Ближнем Востоке. По данным иракской разведки, «Асаиб Ахл аль-Хак» получает от иранцев 1-2 миллиона долларов ежемесячно. Семьям погибших в Сирии иракских шиитов платят по 5 тысяч долларов. Семь лет назад «Асаиб Ахл аль-Хак» была лишь одной из нескольких мелких поддерживаемых Ираном групп, которые атаковали американцев в Ираке. Теперь же под чутким руководством Касема Сулеймани она превратилась в одного из весомых и мощных игроков на политической арене Ирака. «Асаиб Ахл аль-Хак» уделяет много внимания грядущим в апреле парламентским выборам, ставя себе в заслугу успехи Асада в Сирии и факт «изгнания» американцев из Ирака несколькими годами ранее.
Также по теме: Сирийский Диснейленд для джихадистов
К востоку от Ирана сегодня происходит другое «изгнание». Канадцы на этой неделе подошли к финалу своей эпопеи в Афганистане и спустили флаг в штаб-квартире в Кабуле. Миссия канадского контингента официально закончилась. За 12 лет своего присутствия в Афганистане, в основном в провинции Кандагар, канадцы потеряли 158 солдат убитыми (также погиб один канадский дипломат, один журналист и два гражданских контрактора) и 2179 ранеными. Через войну прошло около 40 тысяч канадских военнослужащих. В 2011 году Канада перестала принимать участие в наземных боевых действиях и ограничилась инструктажем афганских военных и полицейских подразделений. В 2012 году канадцы пообещали уйти в марте 2014 года и, как видим, сдержали свое обещание. Всего Канада потратила в Афганистане 12 миллиардов долларов и потратит еще 557 миллионов вплоть до 2017 года на поддержание местных силовых структур. Самый крупный инфраструктурный проект Канады в Афганистане — это восстановление плотины «Дала», которая находится на реке Аргандаб в 20 милях (32 км) к северу от города Кандагар и является второй крупнейшей плотиной в Афганистане. Данный проект обошелся канадцам в 50 миллионов долларов. Также помимо боевых действий канадцы участвовали в строительстве и ремонте около 50 школ и в программе иммунизации афганских детей против полиомиелита.
Но и Канада в свое время не осталась в стороне от участия в программе ЦРУ «передача особым порядком» и отправке подозреваемых в связях с афганской «Аль-Каидой» на допросы в Сирию. В 2002 году, основываясь на данных канадских спецслужб, американцы арестовали канадского инженера сирийского происхождения Махера Арара, который, якобы, встречался в Афганистане с важными членами «Аль-Каиды» (в частности с Абу Заркави) и без особых проблем передали его сирийцам. Махер Арар провел в тюрьмах Сирии, где его пытали, почти год. В конце концов Арара освободили, а в 2007 году Канада выплатила 10 миллионов долларов компенсации за истязания, премьер-министр Канады также был вынужден публично извиниться. Арар утверждал, что в Сирии при допросах ему задавали все те же самые вопросы, что и в США. Должно быть позже Арар не раз поражался циничной риторике США, обвинявших после начала гражданской войны в Сирии режим Асада в пытках, к которым сами американцы и имели в свое время самое непосредственное отношение.