Над Европой и Атлантикой снова слышны раскаты эха «холодной войны», вызванного аннексией Крыма Россией по итогам проведенного на полуострове референдума, который Запад считает незаконным. США и ЕС наложили санкции на официальных лиц России и Украины, а также на их финансовые операции. Тем не менее, Западу остается винить только себя за последствия стремительного развития событий.
В течение нескольких месяцев ЕС вел переговоры с теперь уже отстраненным от власти Президентом Виктором Януковичем об установлении широких торговых взаимоотношений, в результате чего страна с 45-миллионным населением и обширной территорией, граничащей с Россией, склонилась бы в сторону Запада. После некоторых колебаний он отказался подписать соглашение, приняв выгодное предложение Москвы в виде кредита в 15 иллиардов долларов и сниженных цен на газ.
Страна, разделенная на сторонников европейской интеграции в западных регионах и преимущественно русскоязычное население в ее южной и восточной частях, несколько месяцев билась в конвульсиях от массовых демонстраций на главной площади Киева, подогреваемых официальными лицами и министрами иностранных дел США и ЕС. В последний момент министрами иностранных дел Франции, Германии и Польши в присутствии представителя России было подписано соглашение о проведении досрочных выборов. Но не успели высохнуть чернила, как решение было отброшено под градом пуль и того, что по сути стало путчем, вынудившем Президента Януковича сбежать. Новым переходным правительством был спешно созван временный Парламент.
Опираясь на показную поддержку Запада, проевропейски настроенные демонстранты настолько уверились в своих силах, что открыто бросили вызов Москве, лишив официального статуса русский язык, на котором говорит больше половины населения страны, и отдав силовые ведомства под контроль лиц, придерживающихся крайне правых взглядов. Тем временем на Крымском полуострове, где базируется Черноморский флот России и большинство населения составляют русские, кипели страсти. По иронии судьбы, в 1954 г. Крым был передан Никитой Хрущевым Украине, когда обе эти территории были частью СССР.
Президент России Владимир Путин воспринял развитие событий именно так, как это сделал бы настоящий стратег. Запад намеревался нанести последний удар по геостратегическим интересам России, присоединив территорию на ее границе к НАТО и завершить ее полное окружение. Москва не забыла, что Западная Европа и США нарушили ряд своих обещаний, приняв Польшу и балканские страны в НАТО. На этот раз они вознамерились превратить Россию в страну второго сорта. Это лишь укрепило решимость Путина воссоединить Крым с Россией, чтобы не оставить будущее своего самого важного порта в теплых морях на откуп манипулируемому Западом руководству Киева.
Украина как «колыбель» славянской культуры занимает особое место в российском мировосприятии: помимо того факта, что более половины ее жителей говорят на русском языке, многие из них являются этническими русскими. Кроме того, большая доля внешней торговли страны приходится на Россию, не говоря уже о масштабных российских газовых поставках. Существует раскол между юго-востоком и западной частью страны, где главным образом проживают люди, говорящие на украинском языке, хотя русский язык также распространен. Несомненно, «яркие огни» Запада манят украинскую молодежь, а многие украинцы сравнивают свою судьбу с Польшей — добившейся процветания страной Европейского Союза, которая прежде входила в коммунистический блок.
После распада Советского Союза в 1991 г. Украина пережила бурный период. Там была так называемая «оранжевая революция», организованная крайне неумело, хотя теперь один из ее лидеров — Юлия Тимошенко, которая прежде была посажена в тюрьму, — рвется на президентский пост. Президент Янукович победил на выборах, признанных справедливыми. Но его режим, опиравшийся на олигархический капитал и напоминавший по стилю управления некую версию постсоветского деспотизма, оказался далеким от идеала. Последствия украинского кризиса останутся с нами надолго. Прежде всего, это касается ситуации в самой стране. Пророссийские демонстрации стали неотъемлемой частью жизни многих городов на востоке и юге Украины. Очевидно, что переходное правительство не отвечает устремлениям этих частей страны, а решение понизить статус русского языка было фундаментальной ошибкой. Только сейчас премьер-министр переходного правительства Арсений Яценюк предпринимает первую попытку сделать шаг навстречу, обещая им самую широкую автономию.
Как показала позиция Китая, воздержавшегося при голосовании в Совете Безопасности ООН, российская аннексия Крыма вызывает тревожные вопросы. Москва указывает на прецедент с Косово, отторгнутого от Сербии в результате интервенции Запада. Какими бы ни были юридические аргументы, действия президента Путина — это воплощение концепции realpolitik с целью дать достойный отпор серьезной попытке Запада ослабить структуру и позиции страны. Ни для кого не секрет, как действуют сами США, осуществляющие вооруженные вторжения в страны по всему миру.
В мире есть много очагов кризов, которые требуют взаимодействия между США и Россией. Президент Путин сам подчеркнул, что отношения между двумя странами не должны страдать из-за разногласий по одной проблеме. Сейчас необходимо решать проблемы Сирии, ядерной программы Ирана, Афганистана. Неизбежно потребуется время, чтобы туман новой «холодной войны» рассеялся, прежде чем Восток и Запад смогут вновь сесть за один стол.
Одной из жертв украинского кризиса стала репутация канцлера Германии Ангелы Меркель. Общеизвестно, что она — единственный западный лидер, уверенно держащий руку на пульсе Москвы. Хорошо знающая русский язык и некогда жившая в коммунистической Восточной Германии, она установила особые отношения с Владимиром Путиным. Кроме того, Германия имеет значительный торговый оборот с Россией. Меркель была нетипично резка в крымском вопросе. Каковы будут последствия этого, а также, каким будет окончательный исход Крымского кризиса, еще предстоит увидеть.