Недавно появился поразительный график, показывающий величайших массовых убийц нашего времени и количество их жертв. Первое место в нем занял Мао Цзедун, уничтоживший 78 миллионов человек, за ним идет советский диктатор Иосиф Сталин с показателем в 23 миллиона и Адольф Гитлер, убивший 17 миллионов.
В подписи к графику делается весьма уместный вывод: «Эти хладнокровные диктаторы равнодушны к ценности жизни. Для них важнее эгоистичное стремление к господству, власти и бессмертию».
Интересно то, что четвертое место в списке занимает печально известный бельгийский король Леопольд, при котором от жестокой колониальной эксплуатации в Бельгийском Конго погибли 15 миллионов человек. Затем идет японский милитарист времен Второй мировой войны Тодзио с пятью миллионами жертв, руководитель Турции времен Первой мировой войны Энвер Паша, убивший 2,5 миллиона и камбоджийский коммунистический деспот Пол Пот, у которого на руках кровь 1,7 миллиона человек. За ним следует основатель и тиран Северной Кореи Ким Ир Сен с 1,6 миллиона жертв, потом эфиопский лидер Менгисту, уничтоживший полтора миллиона человек. Список злодеев замыкает нигерийский диктатор Якубу Говон, правивший с 1966 по 1975 год и убивший 1,1 миллиона человек.
В популярной истории и культуре, в том числе, в бесчисленных кино- и телефильмах очень часто вспоминают и изображают злодеяния Гитлера. А вот остальных обходят вниманием. Сколько вы знаете фильмов о преступлениях Сталина или Мао? В вышедшем в 1984 году фильме «Поля смерти» показаны преступления Пол Пота, но обвиняют в них, конечно же, США. Армяне Америки периодически требуют признания турецкого геноцида против их народа в годы Первой мировой войны. А Мао до сих пор чествуют как отца-основателя нынешнего китайского режима. Один из этих чудовищ, Менгисту Хайле Мариам, до сих пор спокойно и тихо живет в Зимбабве. Один мой эфиопский знакомый, познакомившись с моим зимбабвийским другом, тут же сделал замечание: «А, это в вашей стране живет дьявол».
Что о самых кровожадных тираниях в истории говорит американская церковь и религиозные лидеры? Обычно очень немного. В 1930-е годы протестантские церкви основного направления выступали в основном против войны. Многие со временем начали критиковать нацизм, но очень часто делали это запоздало, не вполне осознавая, какое колоссальное зло он несет. А о сталинской России они в основном молчали, и многие церковные руководители даже посещали Советский Союз в 1930-е годы, когда Сталин осуществлял ставшую геноцидом коллективизацию, и с ликованием думали о том, что это и есть прогрессивное будущее.
Когда коммунисты в 1949 году захватили Китай, церковь сначала выражала обеспокоенность — в основном из-за того, что в этой стране было много американских миссионеров. Но уже в 1960-х годах часть элиты из авангардных протестантских миссий прославляла освободительное правление Мао, хотя в стране в это время шла его ужасная культурная революция. В 1978 году, спустя несколько лет после смерти Мао, один руководитель из Национального совета церквей США приветствовал китайских коммунистов за их «стремление к справедливости».
Элита господствующей церкви в 1950 году поддержала американское противодействие северокорейскому вторжению на Юг. Но к 1970-м и 1980-м годам церковная элита сосредоточилась на примирении с Северной Кореей. Церковные делегации посещали Пхеньян и не находили там никаких религиозных преследований. Обычно их возили в марионеточные церкви Ким Ир Сена, и они не замечали, насколько там все лживо за фасадом благопристойности. Даже великий американский религиозный и общественный деятель Билли Грэм (Billy Graham) в 1990-е годы посетил эти церкви, не подвергнув их никакой критике, хотя приехал он туда с очень достойной целью — вести проповеди.
Когда Пол Пот в коммунистической Камбодже истреблял людей сотнями тысяч, американская церковь почти в полном составе хранила молчание. И лишь спустя несколько лет, в 1978 году, Национальный совет церквей осудил «введение полного единообразия» в Камбодже, но естественно, раскритиковал США за войну во Вьетнаме. Примерно в то же время марксистский режим Менгисту в Эфиопии тоже убивал людей сотнями тысяч, сначала в рамках кампании «красного террора», а потом посредством организованного властями голода. Из-за этого Всемирная служба церквей устами одного из своих руководителей обвинила США в расизме.
В XIX веке некоторые американские церкви, особенно пресвитерианская, благодаря присутствию своих миссий в Конго предупреждали мир об ужасающих преступлениях Бельгии в этой колонии. А в 1920-е годы южные методисты осудили зверства турок в отношении армян. Но в остальном религия чаще всего безмолвствовала, наблюдая за массовыми убийствами от рук тоталитарных режимов.
Но в 1980-е годы бесконечные процессии церковных руководителей и активистов постоянно протестовали против апартеида возле южноафриканского посольства, что безусловно было пусть и заслуженным, но порочным обличением. Апартеид за 40 лет своего существования уничтожил меньше людей, чем Менгисту в Эфиопии убивал за один-единственный обычный день. А ведь эфиопское посольство было совсем недалеко от южноафриканского. Насколько я помню, возмущенные церковные лидеры не протестовали возле его посольства, и уж тем более не требовали его ареста.
Католические лидеры в США проявляли гораздо больше внимания к правам человека, чем протестанты основного направления, и до 1960-х годов католические епископы придерживались открыто антикоммунистических позиций. Но к 1970-м и 1980-м годам они успокоились и сосредоточились на разоружении и разрядке.
Евангелисты, если они когда-то и высказывались по поводу прав человека в мире на протяжении десятилетий, то обычно жестко критиковали коммунистические режимы. Именно перед Национальной ассоциацией евангелистов Рональд Рейган произнес свою знаменитую речь о Советском Союзе, назвав его «империей зла». Но новейшее поколение культурно корректных хипстеров-евангелистов чаще всего тщательно избегает чреватой последствиями критики в адрес заморских исламистов и коммунистических тираний, и вместо этого надеется найти утешительные общие позиции. Когда к власти придет очередной массовый убийца мирового масштаба, от них вряд ли стоит ждать решительных выступлений. Скорее всего, они будут молчать. И посылать делегации для ведения диалога и чаепитий.
Единственный режим в мире, который подвергается настойчивой и постоянной критике со стороны американских церковных организаций, включая увеличивающийся лагерь левых евангелистов, это демократический Израиль. Американские евангелисты только что провели свою конференцию на западном берегу реки Иордан под названием «Христос на контрольно-пропускном пункте». Эта завершившаяся на прошлой неделе конференция стала ежегодным мероприятием, и главный вопрос в ее повестке это преступления Израиля против палестинцев. На этой конференции антиизраильского словоблудия звучит гораздо больше, чем критики любой церкви в адрес всех ведущих массовых убийц прошлого века.
Суданский исламист Омар аль-Башир сегодня больше всех в мире похож на массового убийцу и злобного тирана. Количество его жертв исчисляется сотнями тысяч. Но большинство религиозных лидеров хранят молчание. В прошлом десятилетии религиозные активисты, говоря о суданском регионе Дарфур, чаще всего осуждали администрацию Буша, а вот Башира вспоминали очень и очень редко.
Почему церковь не возвышает свой голос против массовых убийств? Разве нравственные и духовные лидеры, особенно из числа искренних политических активистов, не должны идти в первых рядах борьбы со страшным злом? Одной из причин такой пассивности может быть то, что большинство американцев просто не в состоянии постичь и осмыслить эти масштабные и ужасные трагические события. Американцам был понятен апартеид, потому что в Америке была сегрегация. Наверное, американцам понятны и близки неудобства палестинцев на военных КПП израильтян, потому что им ненавистны пробки на автомагистралях. Но у американцев просто нет исторических параллелей с систематическими убийствами миллионов людей, если не считать заявления о геноциде против индейцев в стиле Говарда Зинна (Howard Zinn) (американский историк, политолог, активный участник многочисленных антивоенных, антирасистских и правозащитных движений – прим. перев.).
Если будет на то божья воля, XXI век не увидит не имеющих себе равных и зачастую не вызывающих протестов массовых убийств, осуществляемых кровожадным тиранами. Но если появится новый Гитлер-Сталин-Мао-Пол Пот-Менгисту, дай бог религиозным лидерам сил и мужества, чтобы выступить против этого зла.