В марте 1999 года в НАТО вступили бывшие члены "социалистического лагеря" и Варшавского договора: Венгрия, Польша и Чехия. В апреле 2004 года - бывшие советские республики Балтии - Латвия, Литва и Эстония - и, кроме того, Болгария, Румыния, Словакия и Словения. В апреле 2009 году к Североатлантическому альянсу присоединились Албания и Хорватия.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен оценивает это развитие, конечно же, позитивно. Расширение НАТО, по его мнению, никогда не представляло угрозы ни для России, ни для какой-либо иной страны. "Политика открытых дверей со стороны НАТО стала реальным успехом. После окончания холодной войны 25 лет тому назад у нас появился исторический шанс протянуть всем странам руку дружбы, устранить болезненные линии раздела и приблизиться к давно лелеемой цели объединенного в условиях мира и свободы континента", - заявил недавно Расмуссен.
Россия до сих пор видит в НАТО врага
Президент России Владимир Путин неоднократно давал понять, что он до сих пор рассматривает НАТО как угрозу. "Появление на наших границах военного блока - это прямая угроза, знаете, как Бисмарк говорил: важны не намерения, а потенциал", - заявил он на саммите в Бухаресте в 2008 году. Тогда альянс выразил принципиальное согласие с потенциальным присоединением Грузии и Украины, но о конкретных сроках речи не было в связи с возражениями Путина.
Против расширения НАТО выступал еще Борис Ельцин. Но создание Совета "НАТО-Россия" дало ему право участия в принятии решений. В начале своего правления и Путин склонялся к сотрудничеству с "новым НАТО", вплоть до вступления России в альянс.
Но с годами, особенно после вступления в НАТО республик Балтии, в Москве росло недовольство. Директор независимой аналитической группы Security and Defence Agenda Джайлс Меррит считает, что Запад так и не понял русскую душу. Россия, по его мнению, чувствует себя в окружении врагов. "Мы посылали России неверные политические сигналы. Даже гипотетически допускать присоединение Грузии или Украины к альянсу было плохой политикой", - утверждает эксперт в интервью DW.
НАТО и дальше будет расширяться
На фоне кризиса на Украине о дальнейшем расширении в штаб-квартире НАТО предпочитают не говорить. В ходе встречи с исполняющим обязанности премьер-министра Украины Арсением Яценюком Расмуссен обещал расширить военное сотрудничество с Украиной и провести совместные маневры. А на вопрос одного из журналистов о вступлении Украины в НАТО Яценюк вынужден был дать уклончивый ответ, мол, такая возможность пока не рассматривается.
Но дверь в НАТО должна оставаться открытой для всех демократических государств. Первым в эту дверь стучится маленькая балканская республика Черногория. Следом - Македония и Босния и Герцеговина. Грузия тоже давно хочет вступить в НАТО. Но конфликт вокруг самопровозглашенных республик Абхазии и Южной Осетии снижает шансы Грузии. Пока не стремится в НАТО только Сербия - слишком свежи в памяти населения бомбардировки страны в 1999 году.
НАТО - гарант независимости и территориальной целостности стран Балтии и Польши
Аннексия Крыма напугала всех западных соседей России. Об этом прямо говорит в интервью DW глава правительства Латвии Лаймдота Страуюма: "Латвия - член Евросоюза и член НАТО. Это дает нам определенные гарантии безопасности".
Схожие настроения царят и в Польше. Опросы общественного мнения показывают, что 50 процентов поляков рассматривают членство в НАТО как гарантию государственного суверенитета страны. В Польше членство в НАТО считают даже важнее, чем принадлежность к Евросоюзу, хотя именно Евросоюз способствует экономическому развитию страны.
У НАТО и России есть общие интересы
Эксперт по вопросам безопасности Джайлс Меррит считает, что НАТО и России вместо словесной конфронтации следовало бы объединить усилия в борьбе с реальными угрозами, например, потенциальными ракетными ударами со стороны Ирана или Северной Кореи. Но доверие между альянсом и Россией утрачено. Даже договор о сокращении обычных вооружений в Европе практически мертв. А систему противоракетной обороны, которую создает НАТО, Россия воспринимает как угрозу.
Это взаимное непонимание между НАТО и Россией только усилилось в результате аннексии Крыма Россией. Генеральный секретарь НАТО Фог Расмуссен от политики "открытых дверей" отказываться не намерен: "Несмотря на исторические перемены и достижения в период с 1989 года, мир и свободу в евроатлантическом пространстве нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся. НАТО твердо придерживается принципа, согласно которому каждая страна имеет право определять свое будущее. НАТО остается краеугольным камнем безопасности в этом трудно предсказуемом мире".