Если прослушиванию подлежит даже эксперт по государственным тайнам, глава Национальной разведывательной организации Турции, отныне тайной является даже то, что представляет собой тайна.
Вместе с появлением в интернете звукозаписи встречи по Сирии, проведенной представителями правящей верхушки, в Турции вновь разгорелись споры. Где начинается государственная тайна и заканчивается национальная безопасность? Какое место отводится свободе самовыражения?
*
Как известно, создатель Wikileaks Джулиан Ассанж предал гласности множество документов, содержащих государственные секреты США. Вашингтон объявил Ассанжа предателем родины, а вице-президент США Джо Байден — террористом.
Американский военнослужащий Брэдли Мэннинг передал прессе 92 тысячи документов, содержащих информацию о гибели гражданского населения по причине действий американской армии в Афганистане и Ираке. Данные были переданы газетам Guardian, New York Times и Der Spiegel. Именно тогда началась охота на Ассанжа и Мэннинга.
Мэннинг был задержан в мае 2010 года и приговорен к 35 годам лишения свободы. Более того, было установлено, что в тюрьме он подвергался жестокому обращению. Ассанж же с 19 июня 2012 года проживает в одной комнате посольства Эквадора в Лондоне. Если выяснится, что на утечку информации Мэннинга вдохновил Ассанж, то последний может быть осужден на 35 лет тюрьмы в США. При этом некоторое время назад Пентагон заявлял, что операция против Wikileaks ведется в режиме «нон-стоп».
*
Но самая масштабная в истории США утечка информации произошла в 2013 году, когда сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдвард Сноуден обнародовал тысячи документов о том, как США прослушивали глав 122 государств и правительств. Однако Guardian опубликовала лишь одну сотую часть этих сведений. А некоторые издания типа CNN, не желая «быть средством разглашения секретных сведений, связанных с национальной безопасностью», отказались публиковать информацию такого содержания.
США объявили Сноудена шпионом. Он нашел временное убежище в России. Самая резкая реакция последовала от британского правительства. Как только оно пригрозило закрыть Guardian, сотрудники газеты с помощью дрелей уничтожили свои компьютеры в компании сотрудников британской разведки. Эти кадры, которые, несомненно, стали самым сюрреалистичным моментом британской истории, в минувшем январе были размещены на Youtube.
*
В отношении всех, кто, предавая гласности государственную тайну, представляет угрозу для национальной безопасности страны, мир демонстрирует похожую реакцию. И чтобы эффективно защитить свои секреты после таких информационных утечек, государства пытаются с рвением схватиться за механизм национальной безопасности. После опубликования Сноуденом секретных документов все без исключения западные страны повысили свои меры в области безопасности для усиления борьбы с кибервойнами и цифровым шпионажем.
*
Но в Турции чувство меры будто бы растворилось в воздухе. Разжигаемое жесткостью внутригосударственной конъюнктуры правительство максимально и всеобъемлюще использовало средства, которыми оно располагает. Закрыв YouTube и Twitter, оно разрушило баланс между национальной безопасностью и свободой самовыражения.
Насколько священна национальная безопасность, настолько же свята свобода самовыражения индивида. При этом то, что будет определять позицию государства в XXI веке, — способность защитить и то, и другое одновременно.