Конфликт Украины и Европы с Россией, который в худшем случае может привести к перебоям в поставках природного газа, позволит заново осуществить передел газового рынка, что даст хорошие шансы США.
Мы уже давно читаем об энергетической революции, которой США удалось добиться в течение нескольких лет благодаря развитию технологий добычи сланцевого газа. Новейшие данные Международного агентства энергетики свидетельствуют, что в 2013 году нетто импорт энергоресурсов в США достиг самого низкого уровня за последние 20 лет за счет добычи местных сланцевого газа и нефти. Более того, максимум в этом смысле еще не достигнут. Отшлифованные в США до совершенства технологии позволяют и некоторым европейским странам, к примеру, Польше, Франции, Германии и Украине мечтать о развитии своей индустрии сланцевого газа, только ... рынок уже поделен.
Не первый год в Европе актуализируются разговоры о том, как плохо в такой большой степени (в среднем на 30%, а в некоторых странах — на 100%) зависеть от российского газа, но никто особо от этого ресурса убегать не пытался, потому что он был финансово выгодным. И «зеленая» революция, или возобновляемые ресурсы начали буксовать, поскольку производители стали сетовать на высокие затраты, из-за чего они теряют конкурентноспобность на глобальных рынках. Это постепенно привело к тому, что некоторые европейские государства, к примеру, Великобритания и Нидерланды, притормозили масштабные «зеленые» проекты. С этой точки зрения очевидно — для того, чтобы сохранить начатый курс и не дать пропасть большим инвестициям, необходим геополитический стимул.
Даже тем, кто не хочет верить в теории заговора и соглашаться с композитором и бывшим депутатом Сейма Имантсом Калниньшем, который заявил, что Америка сейчас использует Европейский союз, как большой сачок, чтобы поймать те страны Восточной Европы, которые в свое время были в сфере влияния СССР, приходится признать, что, по меньшей мере, ради бизнес-выгоды, отдельные государства очень даже заинтересованы отодвинуть Россию от глобального газового рынка, чтобы возить свой газ на судах по всему миру еще интенсивнее, чем до сих пор. Да, у США пока недостаточно развиты возможности экспорта газа, и объемы еще не такие, чтобы на глобальном уровне заменить Россию, но наличие рынка уже само по себе является хорошим стимулом для экспансии.
Во всяком случае, в публичной риторике США доминирует более жесткая позиция, и требования о санкциях в связи с действиями России в Крыму звучат громче, чем в Европе, которая непосредственно граничит и с Россией, и с Украиной. ЕС хорошо понимает, что нужно будет напрямую участвовать в развязывании узла украинско-российских отношений, и что нынешняя конфликтная ситуация, по всей вероятности, на некоторое время заморозит проекты сотрудничества Европы и России, а крупные западноевропейские компании отнюдь не заинтересованы прекращать свой бизнес в России.
В маленькой Латвии часть жителей по-прежнему игнорирует, что мы граничим непосредственно с Россией и с Европой, а не с США, что 70% грузов в наших портах именно российские грузы, которые обеспечивают и доход, и рабочие места. Однако и наше правительство рассматривало варианты решения на случай российских экономических санкций, в которых доминируют проекты, связанные со сжиженным газом. Неопровержим тот факт, что 100-процентная зависимость от какого-либо партнера никогда не является жизнеспособным решением на долгосрочную перспективу, и кризисная ситуация — это хорошее время для развития альтернатив на благо своего бизнеса.
Что касается большой геополитики, то США и такие страны-экспортеры газа, как Катар и Нигерия, вероятно, не замедлят извлечь максимальную пользу из сложившегося положения. В Азии высокие цены на газ сейчас поддерживает Япония, которая после аварии на Фукусимской АЭС сильно зависит от этого ресурса. В свою очередь, охлаждение в отношениях Европы и России укрепляет связи России с Китаем и взаимопонимание этих государств по многим вопросам. Выиграет ли Европа в финансовом смысле от того, что Россия начнет уделять усиленное внимание азиатскому рынку, — этот вопрос пока остается без ответа. Латвия до сих пор была в выигрыше от открытости российского рынка, который еще больше можно использовать для потребностей бизнеса, но это будет нелегко, если маленькая Латвия в интересах некого большого игрока выйдет на боксерский ринг с Россией, угрожая ей нокаутом.
Перевод: Лариса Дереча.