Санкции западного сообщества в отношении России имеют ряд смыслов и несколько форматов, и один из них — блокирование экономического развития участников всевозможных соглашений по поводу Евразийского союза, то есть, конечной цели Владимира Путина и его команды.
Россия не должна оставаться полноценным членом международного экономического сообщества, ее экономика должна стать все более примитивной и принять черты колониального типа. Данная задача, естественно, будет решаться на протяжении длительного времени, а возможно, основные цели будут достигнуты очень быстро. Заседающие лидеры западных государств не станут долго находиться в состоянии выжидания и ожидания, а довольно быстро примут решения по этому поводу.
Собственно, решения уже приняты, если принять во внимание, что даже Германия и Франция уже вполне солидарны с США и Великобританией. Данное маргинальное положение России весьма выгодно для всех финансовых и промышленных центров в мире: экономически состоятельных арабских государств, Турции и Ирана, Индии и Китая, Японии и Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и государств Латинской Америки. Мы привели «весь список», чтобы подчеркнуть, что каждый регион и каждое государство имеет вполне обоснованные основания с удовлетворением воспринять тотальную изоляцию России.
Одни из них являются геополитическими и геоэкономическими конкурентами России, другие относятся к этой ситуации более просто — в современном мире, при новых балансах и раскладах сил, Россия утратила для них функцию опоры или альтернативного «полюса». Россия сама находится в поисках «полюса» притяжения, и сделав полшага в сторону либо Запада, либо Китая, попадает в зависимость от них. Это подлинная трагедия имперской нации, которая утратила империю и не в состоянии выяснить черты своей новой идентичности.
Такую же проблему испытывала Франция в 40–60 годах, но все же нашла свою историческую миссию в создании и развитии Европейского союза. Великобритания находится в состоянии латентной прострации до сих пор из-за утраты имперского статуса, но нашла свои задачи в стратегии мирового «дирижизма» (от франц. Dirigisme — форма политики активного вмешательства государства в управление экономикой — прим. ред.). Россия, видимо, избрала «французский путь» континентального геополитического «полюса», но при этом никак не может расстаться со своей политической идеологией «концентрационного лагеря», где в библиотеках продолжают читать Федора Достоевского и Антона Чехова.
Удивительно то, что при наличии столь мощного левого фронта в России, представленного не только левыми партиями, но и левым общественным мышлением, правящий режим совершенно лишен социальной и даже политической ответственности, пытается подменить подлинный патриотизм иллюминациями и гламуром, наполненными репликами Путина и компании. Вокруг данного государства не может формироваться империя, а только временная группа нахлебников и проходимцев, в лице определенных не определившихся государств и народов.
Разрушить любую конструкцию евразийского свойства ничего не стоит, потому, что сама евразийская идея, могущая стать одной из мировых стратегий, превращена в выхолощенную забаву проворовавшейся элиты. Запад, проводивший несколько лет политику блокирования стилем «тихой сапы», понял, что данная тактика, по существу, была воспринята русскими как слабость, и необходимо переходить к более активным действиям. Провал «Восточного проекта» — это непосредственный результат позиции Западного сообщества, и он привел не только к продолжению Россией провокаций на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, но и в центральных регионах Евразии.
Долгое время, некоторые страны, такие, как Казахстан и Белоруссия, были отданы России в качестве заложников, чтобы удовлетворить ее неуемные амбиции. Политических руководителей этих двух стран терпели и пытались определить момент, когда они, под натиском обстоятельств, покинут свои посты. Американцы довольно подробно работали в Казахстане и нередко определяли очень многое в политике этой страны. Но руководители Казахстана довольно умело маневрировали и принимали, практически, все инициативы Запада, в том числе в сфере поставок энергоресурсов и другого минерального сырья. Кроме того, перед угрозой экспансии Китая, партнерство России и Казахстана представлялось Западу очень даже приемлемым, то есть, России придавалась функция надзорного в этой стране.
Но сейчас, когда уже защищать некого и нечего, так как Китай весьма деликатно стал лидером экономического партнерства с Казахстаном и широко эксплуатирует его природные ресурсы, пришла пора решать вопросы с Казахстаном иначе. Что касается Белоруссии, то хваленая «успешность» этого государства, держащаяся на дотациях России, скоро будет опрокинута, и страна окажется перед лицом более жестокой действительности. Поэтому, и Казахстан, и Белоруссия стали все сильнее подвергаться политическому и экономическому давлению.
Сейчас стало совершенно понятным, что руководители этих стран серьезно предупреждены, что параметры Евразийского проекта даже в краткосрочной перспективе означают экономический провал. Белорусское общество, которое научили рассматривать Россию весьма цинично, как «дойную корову», уже успело пообщаться с международным сообществом, и понимает, что данная маржа скоро закончится. Александр Лукашенко очень хорошо понимает, что пора культурно сказать России «спасибо» и начать диалог с Западом.
Лукашенко — это, со всей очевидностью, не Виктор Янукович и другие президенты Украины. Он весьма ответственный политик, у которого хитрость не заменила разум. У Лукашенко всегда были проблемы с Москвой, и решал он их в режиме довольно жесткого противоборства. Проблемы были и при Борисе Ельцине, они усилились и при нынешней олигархической, экономизированной правящей элите России. Но главная проблема России в Белоруссии и в Казахстане — это сформировавшееся новое общество прозападного типа (так же, как и в самой России).
Начинается формирование «второго круга» блокады, и государства, желающие связать свою судьбу с Россией, будут теперь ощущать себя не только неуютно, они будут, практически, подвергнуты санкциям. И если ранее они могли демонстрировать различные успехи в отношениях с Западом, теперь могут утратить эти позиции в один день. Может показаться чрезмерно экстравагантным, поживем — увидим. Запад не позволит создать Евразийский союз, это было бы сейчас уж слишком большой роскошью, это недопустимо. Альтернативные размышления на эту тему обречены стать достоянием исключительно глубокой и забытой провинции.