Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Изгой Владимир Путин

Москва нарушает договоры, нормы международного права и Женевскую конвенцию, что создает опасность мирового масштаба

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Обама неоднократно называл аннексию Крыма Россией - незаконной и нелегитимной, но он также стремится преуменьшить значимость территориальных захватов Владимира Путина. Действия России, а также приводимые ею правовые и институциональные оправдания являются опасной дестабилизацией существующей международной системы.

Президент Обама неоднократно называл аннексию Крыма Россией — незаконной и нелегитимной, но он также стремится преуменьшить значимость территориальных захватов Владимира Путина. На самом деле, действия Москвы, включая зазвучавшие на этой неделе угрозы «гражданской войны» в том случае, если Украина будет сопротивляться захватам правительственных зданий и восстаниям русских сепаратистов на востоке страны, — это нечто большее, чем отдельные случаи нарушения закона. Действия России, а также приводимые ею правовые и институциональные оправдания являются опасной дестабилизацией существующей международной системы. Каков вероятный результат? Такие действия послужат стимулом для применения силы во всем мире, а также усилят побудительные мотивы для обретения ядерного оружия.

Три основополагающих принципа международного права, нашедшие отражение в Уставе ООН и в давно существующей традиции, — это равенство всех государств, неприкосновенность их территориальной целостности и внешнее невмешательство в их внутренние дела. Однако Москва сегодня настаивает, что у нее есть уникальные права и обязанности по защите интересов русскоязычного населения, проживающего за пределами российских границ, а также особые прерогативы в отношении «исторических русских» территорий, не вошедших в состав Российской Федерации после распада Советского Союза в 1991 году.

Что касается Украины, то там эти притязания трансформировались в набор конкретных требований, звучащих в выступлениях Путина и остальных, в санкционированных Кремлем статьях и в дискуссиях между российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и госсекретарем Джоном Керри. Среди них - требование к Украине отложить майские выборы, внести изменения в конституцию с предоставлением автономии регионам (в случае чего восточная Украина станет уязвима для российских захватов) и серьезно ослабить национальное правительство в Киеве. Москва настаивает на том, чтобы русский язык стал на Украине вторым официальным, и чтобы там были запрещены некоторые националистические политические партии.

Москва также заявляет, что Украина должна стать нейтральным, неприсоединившимся и, по сути дела, демилитаризованным государством. Это такой статус, который во времена холодной войны получил название «финляндизации». Советский Союз навязал его Финляндии в качестве цены за ее «независимость».

Читайте также: НАТО - слабости альянса

Требования Путина — это явное нарушение принципа невмешательства во внутренние дела других государств, который узаконен Уставом ООН и международным правом.

Москва использовала войска без российских знаков различия и в то же время открыто отрицала, что ее военные проводят операцию в Крыму. Это открытое нарушение Женевской конвенции. Другим серьезным нарушением является отказ от незамедлительной репатриации украинских войск и техники после завершения захвата Крыма, а также попытки Москвы принудить украинских военнослужащих к вступлению в российскую армию.

Военнослужащие в районе военной части у аэропорта Бельбек


Террористические организации уже подвергают нападкам законы ведения войны, поскольку их боевики часто действуют без формы, смешиваясь с гражданским населением. Когда таким образом начинает действовать столь крупная держава, как Россия, это разрушает уважение к важнейшим нормам, подталкивая другие страны и повстанческие движения к противозаконным и жульническим действиям.

Несоблюдение Россией своих договорных обязательств также серьезно ослабляет борьбу за ядерное нераспространение. В частности, захват Крыма в клочья разрывает Будапештский меморандум о гарантиях безопасности от 1994 года, в соответствии с которым Украина согласилась отказаться от своего солидного ядерного арсенала в обмен на обязательства России, Британии и США уважать ее политическую независимость и территориальную целостность.

Теперь же Россия демонстрирует, что военная сила в целом и ядерное оружие в частности вполне могут стать единственным надежным средством защиты от враждебных действий более крупных и сильных государств. Если мировое сообщество будет слабо реагировать на захват Крыма Россией, сигнал будет понятен всем: обязательства по безопасности между государствами ничего не стоят. Это будет иметь серьезнейшие дестабилизирующие последствия мирового масштаба.

Поэтому трудно понять прозвучавшее во вторник заявление Пентагона о том, что Соединенные Штаты существенно сократят свой арсенал ядерного оружия в рамках исполнения договора СНВ-3, подписанного с Россией. Америка ослабляет свои оборонительные возможности ради выполнения договора со страной, которая нагло нарушает другие договоры.

Если Соединенные Штаты и их союзники решат отказаться от своего минималистского и неэффективного подхода, которому они следовали до сих пор, то у них на руках будет несколько вариантов действий в ответ на фиктивные правопритязания Москвы. Эти меры не могут стать заменой сильному лидерству, но по крайней мере, они дают возможность противодействия в этом конфликте, который пока является односторонним.

Также по теме: Необходимо преодолеть логику эскалации

Для начала администрация Обамы должна добиться от Генеральной Ассамблеи ООН принятия резолюции с призывом к Международному суду вынести свой вердикт о законности присоединения Крыма Россией. Россия не сможет наложить вето на такую просьбу. Поскольку Генеральная Ассамблея уже проголосовала подавляющим большинством голосов за объявление присоединения незаконным, это ослабит ложные российские аргументы с обращением к нормам международного права и послужит основой для дальнейших судебных исков против России и российских юридических лиц.

США и их союзники должны оспаривать законность российских действий во всевозможных правовых инстанциях - как американских, так и международных. Поскольку Москва обосновывает аннексию утверждениями о коррупции в украинской власти и о репрессиях против русскоязычного населения, западные страны должны предавать широчайшей огласке любые имеющиеся у них доказательства коррупции в российских органах власти и свидетельства того, что волнения в Крыму и на востоке Украины разжигают российские агенты-провокаторы из числа военных и разведчиков.

Неправительственные организации, называющие себя защитниками международного порядка, могут сыграть свою роль, осуждая и оспаривая в судах российские действия против Украины, а также создавая соответствующее общественное мнение. Таким образом, эти организации получат возможность показать свою нейтральную преданность поддержанию международного порядка, как они делали это, оспаривая законность американских действий во Вьетнаме, Афганистане, Ираке и на Аравийском полуострове.

На кон поставлено нечто большее, чем мудреные правовые принципы. Неспособность Запада выдвинуть свою версию международных прав и их нарушений, облеченную в формулировки закона и легитимности, приведет к трагедии. Пассивное отношение к российской агрессии подорвет и без того ослабленную поддержку активной и действенной внешней политике в США и других западных странах, и мир после этого станет более беззаконным и жестоким.

Дэвид Ривкин и Ли Кейси при администрации Рейгана и Джорджа Буша-старшего работали в Министерстве юстиции. Они являются партнерами вашингтонского отделения фирмы Baker Hostetler LLP. Ривкин также работает старшим советником Фонда в защиту демократий (Foundation for the Defense of Democracies).