Происходящему сегодня в мире можно давать различные оценки, пытаясь на их основе выписать возможное развитие исторического сюжета и выявить подтекст событий. И тем не менее непреложным остается тот факт, что раздел Украины уверенно возвращает миру многополярность. Линия раздела уже обозначилась на карте мира, и этот провал с каждым днем только расширяется.
Исходя их сложившихся реалий, правящему классу Молдавии неплохо было бы отвлечься от своих местечковых баталий и задуматься над более насущным вопросом. Вопросом о том, сумеет ли наша страна выжить в этом новом мире.
Если уж мир раскололся на две части, то в нем уже вряд ли удастся усидеть сразу на двух половинках, оставаясь «хорошим» и нашим, и вашим. Логическое следствие отделения Крыма - это еще и уход в прошлое политики многовекторности, на которой пытались строить отношения с Россией и Западом многие бывшие союзные республики. Да, искусством сиденья на двух стульях они овладели в совершенстве, но стоило стульчики раздвинуть - и неминуемо все закончится «производственной травмой». Такое случалось и раньше, но еще никогда за всю историю независимости стулья не раздвигали так широко!
Молдавия, выбрав евроинтеграцию, пытается последовательно повторять все действия Запада, включая и присоединение к санкциям в отношении России. А потом власти спохватываются: какие санкции, если от этого погорит экономика, да и работающие в РФ гастарбайтеры спасибо не скажут. Более того, они скажут что-нибудь такое-этакое. И кто только придумал так несвоевременно этот украинский кризис власти накануне молдавских выборов?
По сложившейся за 23 года традиции, в политику и на госслужбу в Молдове люди идут с одной-единственной целью - с мечтой о власти! Еще не получив ее, они мысленно распределяют министерские портфели - как делят шкуру неубитого медведя - между «своими», столь же жадными до денег и власти, но твердо уверенными в том, что в любом портфеле если и не лежат уже деньги, то их - с портфелем-то! - всегда можно найти. А кто из них думал, что будет делать не для себя и ближнего круга, а для страны и народа, после того как обретет власть? Тут и гадать не нужно - никто. Отсюда - и хаотические метания, и пространные декларации, и популистские обещания, которым никогда не суждено сбыться, если только не случится чуда. Через пару месяцев мы с головой окунемся в эту чехарду слов, благодаря которой одни партии будут стремиться любой ценой удержаться у власти, а другие - отобрать ее. В этих электоральных баталиях вновь не будет победы для народа - только для коррумпированных чиновников и политиков.
Если кто-то полагает, что ПКРМ, одержав победу на выборах (гипотетически представим, что так оно случилось), развернется в сторону Таможенного союза, а то еще и накажет проворовавшихся чиновников, он глубоко заблуждается. Увы, актив коммунистический обладает изрядными активами материальными на Западе, так что управляемы не только либералы с демократами и либерально-демократическая смесь. И эта зависимость гораздо удобнее ПКРМ, чем нынешним властям: чуть что не так в отношениях Запада и России - любое невыполненное обещание можно списать со счетов, ссылаясь на несговорчивость Москвы. Подчеркну: по любому вопросу - от приднестровского урегулирования до поставок газа и экспорта вина - во всем виновата Москва, даже если в вине нет вина, переговоры строятся на нереальных требованиях, а запрашиваемые цены на газ далеки от европейских реалий. Стрелочник назначен, и пользовать его могут партии любой направленности!
Что касается чиновников, то это вообще класс особый. Не особо стремясь на первый план, средняя чиновничья прослойка год за годом остается на пригретых местах, меняя свой политический окрас после каждых выборов, как хамелеон, приспосабливающийся к окружающей среде. Помнится, в 2009-2010 гг. партии правящей коалиции обещали жестко разобраться с коррумпированными чиновниками. Итог этой борьбы лучше всего могла бы отразить пометка на косметической продукции: «При тестировании данного продукта не пострадало ни одно животное» - точно так же в ходе разборок с коррумпированными чиновниками не пострадал ни один коррумпированный чиновник. Ну погладили кого-то слегка против шерстки - так, для показухи и острастки, чтобы остальные знали свое место и своевременно делились неправедными доходами с партийными кураторами и партийным «общаком». Да и могли ли альянсовцы поступить иначе? Четыре года пролетели, «как день пустой», на носу выборы. Устрой они тогда, в конце 2010-го, чистку ставленникам ПКРМ - любой, пришедший им на смену, проделает то же самое с ними, но гораздо глубже и жестче.
Наши правители всех мастей винят в неспособности реформировать жизненно важные отрасли и бороться с коррупцией совсем не себя, а отсутствие денег. Мы, мол, самые бедные в Европе, подайте еще на реформочку... И это притом, что до разрухи и нищеты Молдову довели вовсе не войны за независимость и территориальную целостность, а бездарные правители, стремившиеся стать олигархами и тонкой струйкой влиться в транснациональные корпорации. Кто-то, действительно, влился, купив пару десятков акций какой-то корпорации, но он не торопится почивать на лаврах, а стремится только увеличить свой пакет в ущерб молдавскому народу.
Примеряя маски патриотов, клянясь в верности народу и стране, они навязывают населению широкомасштабные лингвистические дебаты, рушат старые памятники и строят новые вовсе не из любви к языку. Просто «патриотическая демагогия» отвлекает внимание населения, как ярмарочный фокусник, чтобы власти могли безнаказанно шарить по нашим карманам, отбирая даже жалкие крохи благополучия. Кто-то скажет: помилуйте, какие в Молдавии транснациональные корпорации?! Да у нас только они-то и процветают, господа! Это мобильные операторы Orange и TeliaSonera, это якобы турецкий Efes, это якобы российский Lukoil, это Metro, Coca-Cola, McDonald’s, это франшиза Union Fenosa - все те, кто правит бал, а не выживает на предпринимательском поле. И их интересы для властей святы, потому что лоббирование хорошо оплачивается в любой стране мира.
Подписание договора об ассоциации с ЕС положения не изменит ни с коррупцией, ни с корпорациями, ни с нищетой. Что у нас еще не продавалось, так это земля, но уже и к ней тянутся руки. Не продешевите, господа...