На встрече 1 апреля в честь 65-летнего юбилея НАТО главы МИД стран Альянса приняли официальное заявление: «Последние 20 лет НАТО последовательно работала над развитием более тесного сотрудничества и укреплением доверия с Россией. Однако Россия нарушила международное право и действовала в нарушение принципов и обязательств по Основополагающему акту Россия-НАТО и Римской декларации. Россия грубым образом подорвала доверие, на основе которого наше сотрудничество должно базироваться. В нынешней ситуации НАТО предприняла шаги для того, чтобы продемонстрировать солидарность и укрепить свою способность упреждать и отвечать быстро на любые вызовы безопасности Альянса. Мы продолжим обеспечивать необходимое и зримое укрепление сплоченности НАТО и приверженности сдерживанию и коллективной обороне против любых угроз агрессии в отношении Альянса».
Генсек НАТО Андерс Расмуссен добавил, что «действия России являются серьезным вызовом, на который мы должны ответить. Сегодня мы подтверждаем нашу преданность коллективной обороне. Мы остаемся бдительными, готовыми и способными защититься против любой угрозы». События на Украине для Запада — это еще и очень хороший повод поправить финансовое положение НАТО. Расмуссен призвал увеличить расходы: «Сегодняшний кризис показывает, что оборона важна, как никогда. Поэтому каждый союзник должен инвестировать необходимые средства в поддержание обороноспособности. Это означает — вкладывать средства в современное оборудование, интенсивное обучение для наших войск и тесное сотрудничество между союзниками по НАТО и их партнерами». Заканчивает генсек НАТО знакомыми всем громкими словами: «Наш лозунг остается прежним: один за всех и все за одного».
Чарльз Купчан, профессор международных отношений университета Джорджтауна, пишет на страницах «Голоса Америки»: «Несколько месяцев назад люди говорили об экзистенциальном кризисе Альянса в связи с окончанием миссии в Афганистане — вывод основной части войск НАТО запланирован на конец 2014 года. Возник вопрос: хорошо, а что же дальше? И теперь, я думаю, наблюдается возрождение традиционной миссии НАТО — миссии коллективной обороны... НАТО значительно расширит предпринимаемые ответные меры, среди которых - уже происходящее усиление обороны восточных рубежей Альянса. Вполне возможно, что произойдет и отказ от джентльменского соглашения с Россией, заключенного во время вступления в Альянс стран Центральной Европы и подразумевавшего неразмещение крупных сил НАТО в этих странах».
Читайте также: Агрессия Путина стала проверкой для НАТО
Winnipeg Free Press в редакционной статье отмечает, что «вопросы об уместности существования НАТО постоянно возникали с 1991 года в виду развала СССР. После того, как основной смысл Альянса сошел на нет, НАТО продолжала действовать на второстепенных театрах: на Балканах, в Афганистане, Ливии и других странах. Но планы по отражению советской агрессии в Западной Европе быстро покрылись пылью... И вдруг НАТО - снова к месту!.. В будущем могут опять возникнуть вопросы о смысле НАТО, но сегодня обновленный военный союз вновь является разумным и необходимым».
Deutsche Welle ссылается на комментарий из Die Welt: «Без старого врага России, против которого когда-то и был создан оборонительный союз, в условиях растущей усталости народов от войн, после окончания последней крупной боевой операции в Афганистане — последней точки 20-летнего периода интервенций — у Альянса, казалось, не было больше обязательных общих задач. Но президент России Владимир Путин аннексией Крыма нарушил геостратегическое равновесие сил в Восточной Европе. Российская агрессия — вот ведь ирония судьбы — подействовала на Альянс как живая вода. Что бы теперь ни предпринимал Путин, после этого шока союз НАТО не сможет продолжать прежний курс».
Военный журналист Пол Амес на страницах GlobalPost в статье «Путин ведет НАТО назад в будущее» пишет, что Путин вдохнул новую жизнь в НАТО: «Перед НАТО, недофинансированным, нелюбимым и поколебленным десятилетием трансатлантических встрясок от Ирака до Сноудена, стояли экзистенциальные вопросы. Сегодня Путин напомнил европейцам и американцам, для чего изначально создавался Альянс».
Калеб Смит, один из авторов ресурса Real Clear History, резюмирует, что присоединение Крыма Россией «без сомнения, сняло все вопросы по поводу необходимости дальнейшего существования исторического стратегического Альянса».
Станислав Добровски из Atlantic-community.org также подчеркивает еще один важный момент: присоединение Крыма полностью изменило геополитическую повестку дня. Если до недавнего времени основными вопросами безопасности Запада была исламская террористическая угроза, неконтролируемая торговля оружием на Ближнем Востоке, милитаризация азиатско-тихоокеанского региона, кибератаки со стороны Китая, то теперь вновь возникла угроза военной агрессии со стороны развитых стран как таковых, национальные государства вернулись в большую военную игру. Это полностью меняет привычную, уже устоявшуюся картину мира.
Из реальных действий НАТО пока ограничилась уже упомянутым наращиванием группировки своих ВВС в зоне, прилегающей к Украине, и вблизи границ с Россией. На аэродромах Прибалтики теперь базируются группа из 10 истребителей США и самолет-дозаправщик KC-135. С начала мая к этой десятке добавятся еще 2 самолета. Вдобавок к этому в Польше теперь находятся 12 истребителей F-16 и 300 военнослужащих ВВС США из американской базы Авиано (Италия). К уже патрулирующему небо над Польшей и Румынией самолету радиолокационной разведки AWACS Франция выделила еще один такой же самолет своих ВВС. Французский AWACS начал полеты 1 апреля. На днях стало известно, что для AWACS в Восточной Европе готова выделить свой самолет-дозаправщик и Турция. Эстония, в свою очередь, готова предоставить аэродром Эмари для самолетов ВВС стран НАТО в качестве второй базы, помимо имеющейся в Литве базы Шяуляй. Польша попросила разместить на ее территории 10 тысяч солдат НАТО, а министр обороны Латвии Раймонд Вейонис недавно предложил Лиепайский порт для базирования кораблей НАТО в балтийском регионе, если военное командование Североатлантического альянса примет решение о создании военно-морской базы в странах Прибалтики.