В начале 1990-х годов советский диссидент Владимир Буковский опубликовал в New Republic довольно занимательную рецензию на книгу о Михаиле Горбачеве. Если я правильно помню, он утверждал, что Горбачев был американским шпионом. Кто еще мог позволить плодам многолетней работы исчезнуть практически за одну ночь?
Теперь российские законодатели надеются наконец наказать Горби — как его прежде называли в Америке, где он пользовался гораздо большей популярностью, чем у себя на родине. Вдохновленные победой в Крыму, несколько депутатов Государственной Думы, очевидно, вознамерились привлечь Горбачева к суду. Депутат от партии «Единая Россия» Евгений Федоров, по всей видимости, считает, что Горбачев мог быть американским шпионом. А, как сообщает издание Guardian, депутат Государственной Думы от Коммунистической партии Иван Никитчук хочет, чтобы Горбачева судили. Теперь юристам, а вовсе не историкам, предстоит разобраться, почему развалился СССР. Но это еще не все. Пришло время найти внутренних врагов. «Пятая колонна в нашей стране была сформирована и работает в открытую, и финансируется иностранными деньгами», — считает Никитчук. Возможно ли, что Горбачев тайно получал зарплату от Рональда Рейгана?
Со своей стороны Горбачев отказывается выслушивать подобные обвинения молча. Он заявляет, что эти обвинения «совершенно непродуманные и с точки зрения исторических фактов абсолютно необоснованные». Что ж, возможно. Однако сейчас довольно трудно избавиться от мысли о том, что суд — настоящий, честный и открытый суд — на самом деле может оказаться не такой уж и плохой идеей. Он может состояться на нейтральной территории — скажем, в Швейцарии. Вспомните, что в 1937 году дело Троцкого рассматривала комиссия под председательством американского философа Джона Дьюи (John Dewey). Тогда в Мехико, где Троцкий жил, состоялось 13 слушаний. Задача комиссии Дьюи заключалась в том, чтобы расследовать обвинения в отношении старых большевиков, которые были выдвинуты против них на московских показательных судах. В результате появилась книга под названием «Невиновен» («Not Guilty»).
Таким образом, вместо того чтобы жаловаться на перспективу судебных разбирательств, Горбачев должен приветствовать их. Они позволят ему расставить все на свои места, доказать, что все те обвинения, которые выдвигают против него враги и критики, это всего лишь клевета. Этот суд может стать отличным поводом для историков, политиков и дипломатов снова вернуться к этому вопросу и повторно обсудить его. В связи с этим обязательно появятся новые версии событий. Горбачев, который любит публичность, снова окажется в центре внимания — по крайней мере, на несколько недель. Возможно, в свет выйдет его собственная книга под названием «Невиновен».
Однако проблема Горбачева, который поддержал присоединение Крыма Путиным, заключается в том, что ему, вероятно, придется признаться в своей некомпетентности. Дело вовсе не в том, что он на самом деле хотел положить конец империи зла. Надо отдать ему должное, он хорошо понимал, что жить по-старому было уже невозможно. Однако он находился в плену у иллюзии о том, что ему удастся создать некое подобие шведской социальной демократии во главе с Советским Союзом, чтобы удержать вместе страны Варшавского договора. Но в ту секунду, когда Венгрия открыла свои границы, Восточная Германия начала стремительно терять свое население. Поскольку Советский Союз не захотел прибегнуть к танкам, Восточная Германия быстро растворилась и объединилась с — или, если вы германофоб, была аннексирована — Западной Германией.
Между тем, противники Горбачева вряд ли готовы ограничиться беспристрастным допросом. Они хотят катарсиса, они стремятся найти козла отпущения, на которого можно будет повесить вину за потерю горячо любимой империи. Государственного расследования роли Горбачева не будет. Генеральный прокурор Юрий Чайка, несомненно, решит, что изучение вопроса о том, кто разрушил империю, не входит в его должностные обязанности. Однако споры о наследии Горбачева еще не окончены. Они только начинаются.