Запад уже упустил один шанс превратить постсоветскую Россию в демократическую, нормальную и дружественную страну. Ближайшие дни покажут, повторит ли он эту чудовищную ошибку.
После распада Советского Союза ни Вашингтон, ни Брюссель не предложили Москве нового плана Маршалла, - программы, которая после Второй Мировой войны превратила Германию и Японию из смертельных врагов в верных союзников Америки. Не было также речи о постепенном включении России в евроатлантические структуры. Это была одна из коренных причин краха Бориса Ельцина (единственного за всю российскую историю демократически избранного президента) и последующего восстановления аппаратом КГБ авторитарного режима в Кремле.
Вспыхнувший на киевском Майдане бунт создал очередной шанс на формирование демократии в постсоветском пространстве и даже в самой России. Если украинская революция приведет к созданию стабильного государства, которое может обеспечить благосостояние не только горстке олигархов, но и большинству своих граждан, это раз и навсегда перечеркнет планы Владимира Путина по восстановлению российской империи. Более того - украинский успех может склонить Белоруссию, Казахстан и другие бывшие советские республики к бунту против Москвы, а через какое-то время оказаться заразительным примером для самих россиян, ведь сейчас украинцы пытаются повторить успех польской трансформации.
Чувствуя эту смертельную опасность, Путин ставит все на одну карту. Он хочет продемонстрировать, что бунт народа против олигархии приведет к распаду Украины и банкротству ее экономики. Чтобы не допустить этого, Запад должен уже сейчас наложить на Россию серьезные экономические санкции. Как и план Маршалла, вначале, особенно для с трудом преодолевающей рецессию Европы, это будет затратная инвестиция. Но она вернется сторицей. Даже Советский Союз, который был в гораздо меньшей степени экономически интегрирован с миром и контролировал гораздо большую часть земного шара, не выдержал экономического соперничества с Западом. Конечно, этого успеха пришлось ждать больше четырех десятилетий. Но с Путиным может получиться гораздо быстрее.