В городском управлении Берлина на скандальную кампанию двух немецких газет Bild и B.Z. отреагировали быстро и недвусмысленно: "Петиция B.Z. и Bild неверно трактует историческую подоплеку (появления памятников. - Ред.)", - заявили в ответ на запрос DW в управлении сената Берлина по городскому развитию и экологии во вторник, 15 апреля.
В своем публичном обращении Bild и B.Z. (два издания, принадлежащие медиаконцерну Axel Springer) призвали бундестаг принять решение о том, чтобы советские танки были убраны из мемориального комплекса Тиргартен. Он находится в самом центре немецкой столицы, в непосредственной близости от здания самого бундестага (исторического Рейхстага).
Тем самым авторы петиции хотели выразить протест против нынешней политики России в отношении Украины. В обосновании они написали, что "в то время, как русские танки угрожают свободной и демократической Европе, мы не хотим видеть русские танки у Бранденбургских ворот".
Мэрия: Авторы не понимают смысла памятников
Всего в Берлине есть три больших советских мемориальных комплекса - в Тиргартене, в Трептов-парке, а также в Панкове, напомнили в берлинской мэрии. Все они были возведены непосредственно после окончания Второй мировой войны. Это не только памятники, но и кладбища - на их территории похоронены около 23 тысяч солдат и офицеров советской армии, погибших в последних боях за Берлин в 1945 году.
Танки и гаубицы, которые находятся в Тиргартене, символизируют победу над национал-социализмом, подчеркнули в берлинской мэрии: "И в этом историческом контексте их и надо рассматривать, а не как выражение военной угрозы". К тому же, напомнили в мэрии, танки принадлежали не российской, а советской армии, которой уже нет.
Шансы петиции на успех минимальны
Насколько велики шансы на то, что на петицию двух столичных газет обратят внимание депутаты бундестага? Теоретически они существуют. Каждый в Германии имеет право подать петицию в парламент. Если же какое-то обращение соберет более 50 тысяч подписей в течение месяца после его публикации, то его должны будут обсуждать на открытом заседании петиционной комиссии бундестага в присутствии самих инициаторов.
Впрочем, даже если комиссия сочтет петицию обоснованной, у ее членов мало рычагов влияния на будущее инициативы. Сама петиционная комиссия решений по требованиям, содержащимся в петициях, не принимает. Она только может дать бундестагу соответствующие рекомендации, а тот в свою очередь, согласно принципу разделения властей, не может влиять на решение правительства. Вероятность того, что из-за петиции будет отменен или, наоборот, принят какой-либо закон, очень мала. Собственно, таких фактов в истории Германии еще не было.
Обязалась сохранять памятники и реакция читателей
Не было фактов и того, чтобы ФРГ из-за той или иной петиции нарушала какие-либо международные соглашения. Ведь, как напомнили в берлинской мэрии, ФРГ в процессе объединения с ГДР взяла на себя обязательства по сохранению советских мемориалов в Берлине. Эти обязательства закреплены сразу в двух международных договорах с СССР и Россией, а также в германском законе о сохранении памятников. Ни один из этих документов не предполагает каких-либо изменений в мемориалах, подчеркнули в мэрии.
На сайте газеты Bild, одном из самых посещаемых в Германии, в день обнародования петиции не возникло особого ажиотажа вокруг совместной инициативы двух газет. Сторонники петиции в комментариях на сайте высказали мнение, что пора убрать из Германии любые символы милитаризма. Но большинство читателей, оставивших комментарии, высказалось против инициативы журналистов.
Кто-то из читателей назвал кампанию Bild просто "смешной", кто-то указал на то, что называть стоящие в Тиргартене танки "русскими" некорректно, некоторые недовольные читатели предложили составить другую петицию - с призывом к США вывести свои войска и вооружение из Германии. А один из посетителей сайта отреагировал так: "Символами победы над "третьим рейхом" не изменить того, что происходит сегодня. Они должны служить всем напоминанием".