Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большинство стран могли бы согласиться с тем, что Россия нарушила международное право, направив военный персонал в Крым и «организовав» референдум в пользу его аннексии. Было бы единодушным и мнение, что западные страны осуществили вторжение в Сербию, Ирак, Ливию, Афганистан и Сирию. Запад только тогда занимает позицию «с высоты моральных принципов», когда это отвечает его собственным интересам.

Вполне возможно, что крымский кризис – тяжелейший из тех, что ударяли по Европе в этом столетии. В данном случае санкции против России повсеместно воспринимаются, скорее, так: собака лает, но не кусается. ЕС просто не может себе их позволить, если только европейцы не хотят совершить экономический суицид и замерзнуть в своих домах, когда к ним придет второй «ледниковый период».

Накал противостояния между ведомыми США силами и Россией в связи с аннексией Крыма, кажется, несколько поостыл. Стороны, похоже, отступают с занятых ими позиций, и президент России Путин в пятый раз беседовал по телефону с президентом США Обамой, уже по своей инициативе. Министр иностранных дел России Лавров и госсекретарь США Керри снова встретились в Париже, как полагают, в поисках путей выхода из кризиса.

Путин отдал приказ о частичном отводе российских войск от восточных границ с Украиной, присутствие которых воспринимается как предостережение украинцам: свернуть свои планы по присоединению к НАТО и благожелательнее относиться к русскому нацменьшинству. В качестве наказания Россия также подняла цену на газ, поставляемый Украине. Госсекретарь США продолжает утверждать, что захват Крыма Россией «незаконен и нелегитимен», однако обе стороны говорят о поиске дипломатических путей разрешения кризиса. Под этим подразумеваются продолжение переговоров и надежды на то, что кризис не будет разрастаться.

Тем временем западные столицы поспешили оказать поддержку украинскому правительству, которое изо всех сил пытается удержать контроль над восточными регионами, населенными преимущественно русскими. После долгих пререканий и пустых обещаний США и ЕС прибегли к санкциям против российских чиновников и отдельных лиц, а Россия ответила собственными санкциями в отношении американских и европейских политиков и граждан.

Санкции ООН

Заметной особенностью нынешней конфронтации является наложение санкций Западом и ответные санкции России. Сам характер санкций породил издевательские комментарии со стороны российских и американских политиков. Так, вице-премьер России Дмитрий Рогозин в шутливой форме отреагировал на запрет на выдачу ему визы, заявив, что в его планах не фигурирует посещение США. Сенатор Джон Маккейн, чьи экспрессивные и воинственные филиппики в защиту суверенитета и территориальной целостности Украины привлекли много внимания, саркастически заметил в отношении санкций против самого себя, что ему пришлось отложить поездку в отпуск в Сибирь, и что его «секретные банковские счета» в России были заморожены.

Международные экономические санкции применяются уже давно. Действительно эффективными являются санкции Совета Безопасности ООН, если они приняты консенсусом среди постоянных членов Совбеза. Такие санкции вводились дважды за первые 45 лет после его учреждения – против Родезии (ныне Танзания и Зимбабве) в 1966 году и против режима апартеида в Южной Африке в 1977 году. В 1990-х годах частичные или полные санкции вводились свыше 16 раз. ООН и США наложили всеобъемлющие экономические санкции против Ирака в ответ на его вторжение и аннексию Кувейта. В итоге дипломатической работы и путем наращивания военной мощи первая война в Ираке привела к освобождению Кувейта, а также к поражению и свержению режима Саддама Хусейна.

Военные последствия

В ходе и после холодной войны США были и остаются лидером по части наложения санкций для реализации собственных глобальных геополитических задач. Эти санкции означают, что США намерены сохранять существующий мировой порядок, не прибегая к опции военных действий. Малые государства (Югославия, Ирак, Ливия, Афганистан и Сирия) совсем не защищены от западных военных действий, однако в случаях с более крупными и мощными государствами военный вариант исключается. Так, Россия, Китай и Индия сталкивались с санкциями по различным поводам. США вводили экономические санкции против Советского Союза в 1983 году после того, как был сбит южнокорейский пассажирский лайнер, вторгшийся в закрытое воздушное пространство СССР. Санкции США в ответ на события на площади Тяньаньмэнь в Пекине были наложены в угоду общественному мнению США и являлись демонстрацией моралистского плана. Санкции США против Индии в 1998 году после проведения ею ядерных испытаний также были нацелены на то, чтобы заставить ее безоговорочно подписать ДВЗЯИ. После проведения в 1974 году «мирного ядерного взрыва» Индия также стала объектом санкций, когда США и их союзники разработали несколько режимов запрета экспорта технологий, дабы принудить Индию встать в общий строй и подписать ДНЯО. Ни одни из этих санкций не достигли поставленных целей.

Палки в колеса Индии


В настоящий момент США нацелились на фармацевтическую индустрию Индии и грозят санкциями, поскольку со стороны индийских лекарств – дженериков – видят угрозу американским фармпроизводителям. Америка использует различные методы запрета экспорта лекарств индийских компаний, чтобы предостеречь Индию не применять принудительное лицензирование и предупредить в связи с отказом индийских судебных властей законодательно утвердить бессрочность патентов. США и Индия – дружественные демократии с совпадающими интересами, но это не останавливает США и их бюрократию перед тем, чтобы под влиянием мощных коммерческих лобби, действовать одновременно и против друзей, и против врагов. Такова природа хищной глобальной державы, всеми силами стремящейся удержать свою слабеющую гегемонию во всемирной властной иерархии. Совсем недавно санкции СБ ООН и отдельные санкции Соединенных Штатов против Ирана из-за его программы ядерных вооружений негативно сказались на экономике страны. Финансовые санкции США привели к снижению импорта иранской нефти многими странами, включая Индию.

До тех пор, пока санкции по принципу «око за око» направлены против отдельных личностей, большого ущерба не будет, разве что они ударят по российским миллиардерам и повысят самоуважение среди лиц, подвергшихся таким санкциям, как это видно по реакции американских политиков.

Контрпродуктивно

Если в отношении России будут применены реальные санкции, они ударят и по Западу, особенно по Европе. Санкции – это всегда обоюдоострое оружие, которое в условиях высокой степени глобальной взаимозависимости поражает экономические интересы всех вовлеченных стран. Если США и ЕС решат воздействовать санкциями на российские секторы финансов, энергетики и металлургии, то вся ситуация примет очень неприятный оборот. Возьмем, к примеру, энергетический сектор. Россия экспортирует в ЕС около 130 миллиардов кубометров газа по газопроводам, часть которых проходит по территории Украины. Запрет на этот импорт газа, несомненно, нанесет России ущерб в 70 миллиардов долларов, но также разорит и страны ЕС, доля российского газа в потреблении которых составляет 30%. Польша на 91% покрывает свои потребности за счет газа из России, Венгрия – на 86%. Все еще корчащаяся в спазмах кризиса экономика таких стран, как Греция, просто обрушится при своей зависимости на 55%. 20% заимствований французских банков приходится на российские компании. На Лондонской фондовой бирже торгуют 68 российских компаний, и более миллиона российских туристов сохраняют итальянскую туриндустрию на плаву.

Вряд ли ЕС прельстится мазохистским подходом к дипломатии. Германия, крупнейшая экономика ЕС, едва ли сможет прекратить потребление российского газа (30%) и едва ли будет рисковать суммой в 1,1 миллиарда долларов, инвестированных инженерным гигантом «Сименс» в России.

Карательные санкции в энергетическом секторе повлияют и на такие американские компании, как «Эксон Мобайл». Так, «Эксон Мобайл» в 2011 году подписала соглашение о бурении нефтяных скважин в Арктике с российской «Роснефтью» на 500 миллиардов долларов. Если «Эксон Мобайл» придется разорвать данное и другие соглашения с российскими компаниями, то это тяжело ударит по ней самой и вызовет серьезное крушение мирового нефтегазового рынка. Слишком многие окажутся в проигрыше. Да и США не смогут заместить поставки российского газа, хотя и соблазняют европейцев «морковкой» продажи им избытков своего сланцевого газа и намекают на то, что Евросоюзу следует преодолеть опасения экологического характера и разрешить разработку собственных месторождений сланцевого газа в Европе.

Инфраструктуру для транспортировки американского газа в Европу не получится создать за один день. Терминалы сжиженного природного газа требуют интенсивных капиталовложений, а на строительство подводных газопроводов могут потребоваться десятилетия наряду с преодолением технологических проблем. Американские компании хотели бы открыть для себя европейский газовый рынок и уже начали обрабатывать законодателей, как и военно-промышленный комплекс, который, похоже, учуял «золотой шанс» повернуть вспять решения администрации Обамы о сокращении расходов на оборону.

Резолюция ООН

Путин осознает и сильные, и слабые стороны США и Евросоюза. В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН Россия наложила вето на предложенную США резолюцию, призывающую страны не признавать итоги крымского референдума, хотя за нее проголосовали 13 государств, а Китай, еще один постоянный член Совбеза, воздержался. При последующем голосовании на заседании Генассамблеи ООН 100 стран проголосовали против России, 11 «за» и 58 воздержались (из 193 членов Генассамблеи). При этом 24 страны не участвовали в голосовании. Индия воздержалась и заявила, что она не будет принимать участия в каких-либо санкционных решениях  против России, в то же время подтвердив приверженность принципу суверенитета и территориальной целостности государств. Запад громко шумел об изоляции России, но факт остается фактом: резолюция Генассамблеи ООН носит символический, необязательный характер и никак не влияет на санкции или какие-либо другие действия. К тому же такие крупные набирающие экономическую силу страны, как Бразилия, Китай, Индия и ЮАР (БРИКС), страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и многие другие, продолжат игнорировать антироссийские санкции.

У России есть и другие козыри. Ее газ будет поступать в Китай, когда Газпром подпишет соглашение о поставке с 2018 года 3,75 миллиарда кубических футов газа в течение 30 лет. Это соглашение можно оценить более чем в 1 триллион долларов. Индия будет также с нетерпением ожидать удобный момент для инвестирования крупных средств в российский нефтегазовый сектор, чтобы удовлетворять свои энергетические потребности. Россия и Китай вполне могут принять решение вести торговлю в юанях или рублях, тем самым серьезно подорвав господство нефтедоллара. Это могло бы стать еще одним шагом на пути вытеснения доллара из его высокого статуса международной резервной валюты.

Большинство стран могло бы согласиться с тем, что Россия нарушила международное право, направив военный персонал в Крым и «организовав» референдум в пользу его аннексии. Было бы единодушным и мнение, что западные страны осуществили вторжение в Сербию, Ирак, Ливию, Афганистан и Сирию. Запад только тогда занимает позицию «с высоты моральных принципов», когда это отвечает его собственным интересам, при этом изображает все так, будто «интервенция» – это благо в плане обеспечения прав человека, демократии, свободного рынка и либерального миропорядка. При этом гнев по поводу российской аннексии превращает его в чемпиона по лицемерию.

Крым был частью Российской Империи с 1783 года. В 1921 году он стал Советской автономной республикой. В 1954 году советский лидер Никита Хрущев, уроженец Украины, решил передать Крым Украинской Советской Социалистической Республике. В 1991 году Крым стал частью независимой Украины.

Российский захват не был неизбежным, но Запад перешел черту, спровоцировав после нескольких месяцев беспорядков свержение пророссийски настроенного президента. Перспектива вступления Украины в НАТО явилась слишком крупной провокацией, которую смогла бы стерпеть Россия. Это и объясняет реакцию России по защите своих интересов в Крыму. Российские войска остаются дислоцированными вдоль восточной границы Украины.

Автор – бывший посол в нескольких странах, экс-заместитель министра иностранных дел Индии, политолог.