The Moscow Times
Новое поколение граждан Соединенных Штатов подрастает в России. Как правило, его представители не могут свободно говорить по-английски. Чаще всего они никогда не жили в Соединенных Штатах. В действительности они, возможно, никогда больше и не приезжали в страну своего рождения после того, как пересекли ее границы в чреве своей матери.
Все они являются результатом родового туризма - это растущая тенденция среди россиян, которые хотят, чтобы их ребенок получил заветное американское гражданство, а также рассчитывают воспользоваться хваленым частным медицинским обслуживанием этой страны.
В то время, как поездка за границу для рождения ребенка является, судя по всему, обязательным делом для российских сверхбогатых людей и знаменитостей – два сына миллиардера Романа Абрамовича и его подруги Дарьи Жуковой были рождены в Соединенных Штатах, - подобный вариант отнюдь не является уделом только представителей российской элиты.
«Если раньше нашими клиентами были в основном очень богатые семьи, то сегодня средний класс активно пользуется нашими услугами», - отметила Вера Мазика (Vera Muzyka), глава Status-Med, одной из компаний, помогающих российским беременным женщинам производить на свет маленьких американцев.
«Количество женщин из России и СНГ, рожающих в Соединенных Штатах, увеличивается из года в год, - подчеркнула она. – В целом, по нашим оценкам, в Майами ежемесячно происходит от 40 до 60 таких рождений».
По мнению Мазики, Майами является наиболее популярным местом для российских беременных туристок, и объясняется это, в том числе, постоянной хорошей погодой, теплым океаническим течением и большим количеством авторитетных клиник, где цены более низкие, чем в Нью-Йорке или в Калифорнии.
Неограниченный доступ
Главным привлекательным моментом американского паспорта для россиян является то обстоятельство, что он позволяет преодолеть все визовые барьеры при посещении многих стран. С американским паспортом ребенок получит возможность учиться и работать в Соединенных Штатах.
«Все понимают, что американское гражданство открывает перед ребенком большие возможности в долгосрочной перспективе», - отмечает Мазика.
Нина, попросившая не называть ее фамилию в целях защиты частной жизни ее самой и ее семьи, в 2002 году поехала из своего родного Санкт-Петербурга в Луизиану для того, чтобы родить там дочь.
«В основном люди делают это для получения паспорта», - отметила Нина, хотя она считает, что низкий уровень охраны материнства в России также послужил важным фактором при принятии ею и ее мужем решения поехать в Америку.
«У моей дочери не будет проблем с визами, и при необходимости она сможет уехать (из России), но в настоящий момент речь идет о решении вопроса с визами», - сказала она.
Родовые кошмары
Однако получение американского паспорта не является единственным фактором. Некоторые россияне – как впервые рожающие мамы, так и те женщины, у которых уже есть дети в России, - пытаются найти альтернативу российской медицинской системе.
«В то время здесь не существовало клиник западного уровня, работали только родильные отделения, и дела там обстояли не очень хорошо, - отметила Нина. – А в США, конечно, все было значительно лучше».
«Мне было 26 лет, и здесь меня считали «пожилой мамой», - отметила Нина. – Мне сказали, что у меня не все в порядке со здоровьем и положили в больницу, когда я была примерно на четвертом месяце беременности. Но когда мы приехали в Соединенные Штаты, мне сказали, что у меня все хорошо, и это было огромным облегчением. Там мне разрешили оставаться дома».
«(В Соединенных Штатах) ко мне относились как к беременной женщине, а не как к больному человеку», - добавила она.
Александра Баданина, родившая 20 марта сына в Майами, не понаслышке знала, что такое российский родильный дом, и поэтому она решила совместить продолжительные пляжные каникулы – вместе со своим мужем и дочерью – с рождением второго ребенка. Главным фактором, по ее словам, было желание познакомиться с другим уровнем медицины, поскольку первый ее ребенок был рожден в России, и это был не самый лучший опыт.
Баданина, которая является главным редактором журнала Cosmopolitan – часть родственной газете The Moscow Times компании Sanoma Independent Media – родила своего первого ребенка в 2004 году в Зеленограде, в пригороде Москве. Она сказала, что в то время ей ничего не говорили ни о назначенных процедурах, ни о связанных с ними рисках.
«Как будто я была просто куском мяса, - сказала она в телефонном разговоре из Майами. – Мне было тогда 22 года, но выглядела я на 15 лет». Медицинский персонал относился ко мне, как к малолетнему преступнику, подчеркнула она.
«Когда я попросила одну из акушерок – они даже не присутствовали там постоянно – по крайней мере, подержать меня за руку, она ответила: «Ты что, не знаешь, как рожать? Но ты же знала, как раздвигать ноги! Теперь должна терпеть»».
После родов, по ее словам, ее держали в больнице почти неделю, а носить ей разрешали лишь больничный халат с пятнами крови на нем.
«Никакие посещения не разрешались, и люди передавали нам посылки через окна – это было совершенно нелепо», - сказала она.
Американская мечта
И Нина, и Баданина сказали, что они не были разочарованы своим опытом в Соединенных Штатах. Для Баданиной контраст с рождением ее первого ребенка в России был огромным.
Роды в Майами были сложными, сказала она, и после нескольких часов, проведенных в родовых муках, было принято решение о том, чтобы делать кесарево сечение.
«В России требуется много время на восстановление после подобной операции, - отметила Баданина. – Здесь нас выписали спустя два дня после ее проведения, когда наметился явный прогресс».
Баданина сказала, что на этот раз ей объяснили все предписанные ей процедуры, а ее муж постоянно был с ней в течение родов, в том числе и во время операции.
«Уже в первую секунду своей жизни новорожденный увидел своего отца, а отец понимал, через что я прошла, что такое перерезать пуповину и так далее. Это исключительно важно».
Расходы на младенца
В то время как родовой туризм, судя по всему, становится все более популярным, он остается невообразимой роскошью для большинства россиян. Средняя стоимость поездки в Майами составляет от 40 тысяч до 50 тысяч долларов, что включает в себя перелет, проживание и медицинское обслуживание. Но если клиенты предпочитают «затянуть пояс», купить билет на самолет в эконом-классе и снимать более дешевое жилье, то все это можно сделать за 20 тысяч долларов, отметила Мазика.
«В целом, рожать в Соединенных Штатах – недешевое удовольствие», - подчеркнула Баданина, которая планирует провести в Майами в общей сложности три месяца. По ее оценке, женщины там платят за медицинские услуги от 8 тысяч до 11 тысяч долларов, включая обследование до и после родов, если они проходят естественным образом и без осложнений.
«Это сравнимо с тем, если рожать в частном родильном доме в России», - добавила она.
Нина, которая провела в Соединенных Штатах около четырех месяцев, сказала, что поездка обошлась ей где-то в 15 000 долларов, включая медицинские услуги.
Проблемы на границе
Существует широко распространенное опасение среди женщин, рассчитывающих включить в свою семью будущего американского гражданина, относительно того, что им могут отказать в визе, и некоторые из них – так поступила и Нина - не указывают роды как цель посещения. По ее словам, по прибытии в Америку ее об этом не спросили, поскольку ее беременность тогда была не очень заметна.
Несмотря на широко распространенные опасения по поводу получения визы, официальная позиция посольства США в Москве состоит в том, что медицинский туризм, включая роды в Соединенных Штатах, не является незаконным.
«Тем не менее заявители должны продемонстрировать способность оплатить расходы на медицинское обслуживание, помимо соответствия общим критериям для предоставлении визы», - подчеркнул официальный представитель посольства США в Москве в своем отправленном по электронной почте комментарии.
«Мы призываем женщин к тому, чтобы они были откровенными относительно своих намерений родить в Соединенных Штатах при подаче документов для получения визы», - отметил этот официальный представитель посольства. Баданина сообщила, что ни у кого из членов ее семьи не возникло никаких проблем при получении общей визы посетителя B1/B2.
«Они задали нам со строгим видом несколько вопросов (на границе), мы честно ответили на них, показали наши медицинские документы (договоренности о приеме у гинеколога) и нас пропустили», - сказала она.
Остаться здесь
Хотя роды в Соединенных Штатах, скорее всего, являются роскошью для многих, эта тенденция вряд ли пойдет на спад в ближайшее время.
Спустя 12 лет после рождения дочери, Нина считает, что с появлением частных медицинских клиник теперь не имеет смысла ехать за границу в поисках услуг более высокого качества. Однако вопрос о получении американского паспорта для ребенка продолжает оставаться «привлекательным».
Баданина настроена менее оптимистично относительно состояния российский родильных домов. «В России почти ничего не изменилось за последние 10 лет», - сказала она.
«Я постоянно нахожусь в контакте с беременными женщинами и молодыми мамами: существует то же самое отношение, те же самые предположения относительно проституции, грубость, отсутствие занавесок на окнах в туалетах, никаких посещений и тому подобное».