В четверг госсекретарь США Джон Керри должен встретиться в Женеве со своим российским коллегой, чтобы обсудить вторжение России на восток Украины. Козырем США будет угроза широких санкций. Пока она остается самым серьезным аргументом администрации Обамы. Керри заявил, что санкции против ряда секторов российской экономики — банковского, энергетического, горнодобывающего, оружейного и некоторых других — «серьезно скажутся» на экономике страны, но добавил при этом, что и на Америке они тоже отразятся. «Если вы пойдете по этому пути, — заявил он на прошлой неделе сенатскому комитету, — это заденет не только их, но и нас».
Сейчас Вашингтону, решающему, как себя вести в условиях украинского кризиса, необходимо сравнить потенциальное воздействие санкций на поведение России и их стоимость для американской экономики.
Возможный ущерб от санкций тревожит американский бизнес. Как недавно писала New Republic, ряд американских гигантов, включая ExxonMobil, Coca-Cola, Pepsi и General Motors, вкладывают в Россию миллиарды долларов или хорошо зарабатывают на российском рынке. «Деловое сообщество США осознает серьезность ситуации на Украине, а также вред, который санкции могут непреднамеренно нанести мировой экономике, — считает Майрон Бриллиант (Myron Brilliant), отвечающий в Торговой палате США за международные отношения. — Палата призывает власти при выработке политики продолжать тщательно оценивать возможное воздействие санкций на и без того слабый экономический рост на некоторых ключевых рынках».
Однако «ястребы» в Госдепартаменте считают убытки от широких санкций сравнительно небольшими по сравнению с глобальной деловой активностью Америки. По данным Обсерватории экономических связей, экспорт из США в Россию составлял в 2011 году 11,2 миллиарда долларов, а российский экспорт в США — 26,4 миллиарда долларов. Так как для России это заметная часть экономики, Москва пострадает от торговой войны сильнее, чем США. Общий объем российского экспорта равнялся в 2011 году 508 миллиардам долларов, а американского — 1,37 триллиона долларов. Только за прошлый месяц Америка экспортировала товары на сумму более 190 миллиардов долларов.
«Важно понимать, что ВВП России составляет 2,9% от мирового, а торговля США с Россией — примерно — 1% от совокупного объема американской торговли, — полагает Андерс Аслунд (Anders Aslund), специалист по России из Института международной экономики имени Петерсона. — По большому счету, значение российской экономики не слишком велико».
Со своей стороны, американские предприниматели говорят, что снижение торговли на миллиарды долларов — слишком высокая цена за неопределенный результат. По их мнению, американские санкции слабо скажутся на российской экономике, и они предпочли бы, чтобы Госдепартамент работал с Европейским Союзом, который обладает намного более тесными связями с Россией. Односторонние санкции, уверен Бриллиант, «определенно будут неэффективными».
Однако, судя по всему, пока возможны только односторонние санкции. В сенатском комитете по внешней политике широкие санкции получили поддержку у представителей обеих партий, включая сенатора от Теннеси Боба Коркера (Bob Corker), возглавляющего в комитете республиканцев, а также сенатора-республиканца от Флориды Марко Рубио (Marco Rubio) и сенатора-демократа от Коннектикута Криса Мерфи (Chris Murphy). Между тем Евросоюз не торопится ужесточать свои санкции.
Если США будет вводить санкции в одиночку, самыми действенными из них будут финансовые. Они способны увеличить стоимость капитала для российских компаний даже без помощи европейцев. По мнению Аслунда, если США сделает мишенью санкций первую четверку принадлежащих государству российских банков, для Евросоюза это может даже оказаться экономически выгодно, а вот российская экономика серьезно пострадает. «Если ударить по российским финансам, за что я и выступаю, деньги будут утекать из России», — утверждает Аслунд. Российский ВВП сократится на «несколько» процентных пунктов, полагает он, признавая, впрочем, что не знает, «удержит» ли это путинскую агрессию.
Пока трудно сказать, введет ли Госдепартамент санкции против энергетического сектора, что может быть особенно важно, так как изрядную часть своих богатств Россия извлекает из земли. Специалист по международной энергетической торговле из Центра стратегических и международных исследований Эдвард Чоу (Edward Chow) полагает, что ухудшающаяся обстановка на Украине подталкивает Госдепартамент к этому. «В краткосрочной перспективе такие санкции будут, скорее, символическими, однако их нельзя полностью списывать со счетов», — говорит он. Аслунд уверяет, что «никто» не выступает за нефтяные санкции, но газовые санкции считаются возможными.