Мы были среди тех, кто сомневался, что женевская встреча, посвященная Украине, окажется результативной, учитывая слабый ответ Запада на российскую агрессию. Поэтому считайте нас приятно удивленными «первыми конкретными шагами к «деэскалации» напряженности и восстановлению безопасности», о которых заявили участники переговоров. Соглашение призывает поддерживаемые Россией группы, которые захватили правительственные здания в восточных городах Украины, разоружиться под контролем международных наблюдателей. В обмен на это украинское правительство пообещало провести конституционную реформу, дав восточным регионам больше автономии, а США и Европа пока воздержатся от дальнейших санкций в отношении России.
Достигнутое соглашение обещает остановить процесс, который похож на ускоряющееся скатывание к анархии или даже гражданской войне на востоке Украины. Как отметил госсекретарь Джон Керри, пока соглашение существует «лишь на бумаге», и еще предстоит увидеть, остановит ли Россия свою полускрытую операцию, начатую десять дней назад. Керри и Обама отметили, что если западные правительства не увидят прогресс в начале следующей недели, они введут новые санкции. Важно придерживаться этого плана.
«Деэскалация» не означает, что Владимир Путин отказался от своей цели превратить как можно большую часть Украины в российский протекторат и сделать остальные ее регионы настолько неуправляемыми, насколько возможно. Из его телевизионного выступления в четверг, в ходе которого он повторил, что российский парламент позволил ему ввести войска в Восточную Украину, и назвал регион «Новороссией», ясно, что амбиции российского президента по изменению порядка, сложившегося в Европе после холодной войны, никуда не делись.
Москва все еще требует конституционных изменений, которые сделали бы восточные регионы фактически независимыми и дали бы им право вето в национальной политике. По словам Керри, российский министр иностранных дел Сергей Лавров дал понять, что российские войска, скопившиеся недалеко от украинской границы, будут отведены от нее, только когда начнется «конституционный процесс». Иными словами, Москва оставляет за собой право использовать силу, если она не получит ту «разрезанную» Украину, которую желает видеть Кремль.
Украинское правительство пообещало провести реформы, направленные на децентрализацию. Однако любой новый политический порядок, который отвечает требованиям независимости и способности нации принимать собственные решения об экономических отношениях и союзах, не устроит Путина. Если он замедляет свое «крадущееся» вторжение на Украину, это стоит рассматривать как тактический маневр. Российский лидер избегает западных санкций, которые могут быть направлены против большего числа людей из его близкого окружения, в то же время давая украинскому правительству шанс выполнить его требования.
Как кажется, он надеется, что администрация Обамы и ЕС будут стремиться к тому, чтобы Киев подчинился. «Американские власти уверили нас, что конституционная реформа будет проведена», – сказал Лавров.
Однако, несмотря на эти вопросы, Керри имел все основания назвать женевское соглашение «хорошим результатом работы». Если оно будет претворено в жизнь, Украина, возможно, избежит стремительного скатывания вниз, что способно привести страну к гражданской войне. США и их союзники сейчас должны проследить за тем, чтобы Россия на самом деле остановила свою интервенцию – и чтобы Украину не заставили пойти на недопустимые уступки в попытках предотвратить еще одно подобное вторжение.