Несколько дней назад издание Le Monde сообщило о том, что город Славянск на востоке Украины, «где в обычные времена никто даже не останавливается», «превратился в эпицентр исторической драмы, охватившей всю страну: украинское государство оказалось между жизнью и смертью». Владимир Путин постепенно захватывает куски восточной Украины в ходе профессиональных операций его сил специального назначения.
Однако подавляющее большинство журналистов ни словом не обмолвились о неудачных попытках украинских вооруженных сил освободить общественные здания, захваченные россиянами. Как пишет Петр Смоляр (Piotr Smolar) из Le Monde, новое украинское правительство оказалось «без настоящей армии, без военной поддержки западных вооруженных сил и неспособным рассчитывать на верность своих служб безопасности и полиции».
Новое украинское правительство, которое должно обеспечить легитимность национальных выборов, намеченных на май, оказалось под ударом со стороны иностранных военных. Оно не сможет выжить без вооруженных сил, которые Макс Вебер (Max Weber) назвал самой сутью современного государства.
То, что сейчас происходит в этих унылых провинциальных городах, на самом деле представляет собой вопрос жизни и смерти для Украины. Это государство получило независимость только в 1991 году, и в течение следующего года оно снова может ее лишиться.
Зимой этого года, когда протестующие на Майдане в Киеве одержали победу, страну охватило чувство свободы, однако новое правительство не сможет сохранить свои позиции, если продолжит сыпать пустыми угрозами в адрес агрессора, которому она не в силах противостоять. Помимо того, что Россия может продолжить свое наступление на восточные области Украины, Москва способна наглядно продемонстрировать бессилие нового правительства перед лицом кризиса национального выживания.
Сейчас очень легко высмеивать реакции Киева, однако его новые лидеры оказались в точно такой же ситуации, в какой в 1917 году оказалось российское временное правительство после свержения царя. Они представляют собой разрозненную группу политиков и активистов, занесенных на вершину власти волнами коренных перемен и обязанных в спешном порядке выработать средства самообороны в стране, которую долгие годы разъедала коррупция, казна которой пуста, границы которой осаждает иностранная армия и друзья которой, щедро раздающие советы, не торопятся ей помогать.
Как написал Дэвид Игнатиус (David Ignatius) в Washington Post 17 апреля, президенту Обаме «очевидно, пока удалось предотвратить войну. Все стороны могут вполне обоснованно заявить об успехе». Но так ли это на самом деле? В соглашении, которого в четверг, 17 апреля, достигли стороны в Женеве, говорится, что все занятые здания и площади «должны» быть освобождены в обмен на амнистию и обещание всех сторон воздержаться от «насилия, угроз и провокационных действий». Другими словами, попытки Украины отстоять свой суверенитет на своей собственной территории должны быть прекращены.
Таким образом, Украина попадает под попечительство тех держав, которые встретились в четверг в Женеве. Но кого именно — США, России или Евросоюза? И ответ на этот вопрос может дать нам вовсе не текст женевского соглашения, а события на местах.
Лидеры путинской марионетки — «Донецкой народной республики» — немедленно заявили о том, что они не намерены соблюдать условия этого соглашения. И почему они вообще должны его соблюдать? Они не принимали участия в переговорах. Кто их заставит соблюдать эти условия? Это может сделать только Россия, потому что именно она поставила их на их места, вооружила их, платит им и снабжает их инструкциями.
Подписывая женевское соглашение, мы пошли на уступки России в надежде, что Москва окажет влияние на то марионеточное правительство, которое она установила на востоке Украины. Однако на практике Женева дает России международное благословение на вторжение в восточную часть Украины. Таким образом, у России появляется еще один рычаг воздействия. Первое средство воздействия, которым Россия воспользовалась в Крыму, заключается в тайных операциях отрядов специального назначения. Вторым средством теперь станут попытки международного сообщества путем переговоров выработать «решение».
Женевское соглашение стало дипломатическим шедевром — для г-на Путина. Теперь Россия существенно продвинулась вперед по направлению к своей цели, заключающейся в федерализации Украины и создании марионеточных областей на восточной границе, подобных Южной Осетии и Абхазии в Грузии. Министр иностранных дел России Сергей Лавров ясно дал это понять во время пресс-конференции.
В соглашении говорится, что «заявленный конституционный процесс» — процесс разработки новой украинской конституции — «будет открытым, прозрачным и подконтрольным. Он будет включать в себя немедленное создание широкого общенационального диалога, с охватом всех регионов Украины и политических групп, а также обеспечивать учет общественных замечаний и поправок».
Г-н Лавров объясняет это следующим образом: «Такова суть нашего сегодняшнего соглашения… Важно, чтобы те, кто захватил власть в Киеве в результате переворота…, прислушались к опасениям [регионов], сели вместе с ними и начали переговоры по решению конкретных проблем безопасности в том или ином населенном пункте». Таким образом, с точки зрения России, женевское соглашение требует от нового украинского правительства признать сепаратистские «правительства», поставленные у власти толпой в несколько сотен человек — в областях, численность населения которых составляет несколько миллионов — и контролирующие порой только те здания, которые они занимают.
Россия добивается «федерализации» Украины. Однако термин «федерализация» — это всего лишь эвфемизм разделения. До переговоров в Женеве мы не рассматривали всерьез этого требования. Но Россия намеревается добиться этого путем действий, на которые США уже дали свое согласие. Говоря об условии разоружения, прописанном в женевском соглашении, представители Министерства иностранных дел России отметили, что оно распространяется на «боевиков правого сектора и другие фашистские группировки, которые принимали участие в февральском перевороте в Киеве».
Женевское соглашение будет нарушено и, возможно, довольно скоро в связи с новыми военными операциями и угрозами России. Затем, учитывая нашу любовь к бесконечным переговорам, мы снова сядем за стол и, несомненно, пойдем на новые уступки.
Пока все контрмеры, предпринятые США и Евросоюзом, включая заключенное в четверг соглашение, остаются в области виртуальной реальности, характерной для международной политики: мы делаем все для того, чтобы казалось, что мы что-то делаем, а не для того, чтобы достичь конкретных целей. Наши шаги не могут помешать г-ну Путину, и при этом они еще больше дискредитируют то общественное пространство, которое является неотъемлемой частью республиканского правительства.
Единственное спасение — если такое вообще существует — заключается в том, что за последнюю неделю некоторые европейцы наконец поняли, что на самом деле происходит. Впервые в европейское прессе был поднят главный вопрос: что если независимая Украина окажется нежизнеспособной?
После распада Украины, ее оккупации и погружения в состояние хаоса тот порядок, который установился в регионе после 1991 года при поддержке США, тоже рухнет. И это крушение отзовется эхом по всему миру. Если президенту Обаме не удастся защитить те достижения, которых добились американские президенты за последние 20 лет, все, чего мы достигли путем жертв и невероятных усилий с момента окончания холодной войны, будет уничтожено так же быстро, как рассыпаются песчаные замки с появлением волны.
Чарльз Фэйрбэнкс — старший научный сотрудник Института Хадсона. Он занимал должность заместителя помощника госсекретаря при администрации Рональда Рейгана.