США поддерживают предоставление Грузии Плана действий к членству в НАТО (ПДЧ), но по данному вопросу в альянсе нет консенсуса, - заявила высокопоставленный представитель Государственного департамента США Виктория Нуланд.
«Грузины хорошо знают, что у них нет консенсуса в альянсе и им предстоит провести работу, чтобы убедить, в частности, некоторых наших западных союзников, что они заслуживают ПДЧ», - заявила помощник государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд.
«Мы поддерживали их, когда они пытались обосновать то отдельным союзникам», - заявила она 10 апреля в ходе своего выступления на заседании Подкомитета по вопросам Европы в Комитете по внешним отношениям Сената США.
Нуланд также заявила, что Грузия стоит на пути подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и это «углубит ее отношения со многими этими странами; Таким образом, мы надеемся, что это положительно повлияет на то, как будут оценивать они, достойна или нет (Грузия) ПДЧ».
Помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Дерек Чолет заявил на том же слушании, что Грузия является «прекрасным партнером», которая вместе с США борется в Афганистане.
«Мы поддерживаем ПДЧ, - сказал он. - Но вам хорошо известно, что это решать альянсу; Это не является решением, которое США должны принять независимо. Мы тесно работаем с нашими грузинскими партнерами в этом процессе и это такой вопрос, который должен стать предметом совместного обсуждения в течение следующих месяцев наряду с приближением Уэльского саммита».
Официальные представители США эти заявления сделали в ответ на вопросы, которые задал председатель заседания сенатор Крис Мерфи. Согласно вопросу, несмотря на то, что Грузия еще должна сделать определенные «серьезные шаги», пока она «станет полноценным кандидатом в члены в НАТО», ПДЧ все же предоставляет много таких возможностей и это будет «очень сильным сигналом для России и наших союзников, что мы серьезно относимся к сохранению политики открытых дверей».
Министр обороны Грузии Ираклий Аласания намекнул на прошлой неделе, что Тбилиси существенно активизировал диалог с некоторыми европейскими государствами, которых он назвал «скептиками».
В течение последнего одно месяца Аласания побывал в Италии, Испании и Словакии, где он, по сообщению Министерства обороны Грузии, встречался со своими коллегами из этих стран и обсуждал вопрос ПДЧ. В начале месяца в Тбилиси также побывала министр обороны Голландии.
Министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе 10 апреля в Берлине встретилась со своим немецким коллегой Франк-Вальтер Штайнмайером.
На проведенной после встречи пресс-конференции Штайнмайер говорил о существенных возможностях усиления сотрудничества между Грузией и НАТО посредством целого ряда мероприятий. «Думаю, это будет решающим момент», - заявил он.
Однако не известно, какие мероприятия он имел в виду.
«Проходит интенсивное обсуждение того, каким будет следующий шаг интеграции Грузии в НАТО. То, что такой шаг будет, мы все согласны с этим. Необходимо сказать и то, что это решение должны принять страны члены НАТО, предположительно, в июне но не исключено, что оставшиеся до сентября месяцы будут использованы для обсуждения этой темы», - заявила Панджикидзе в Берлине.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен 2 апреля выразил надежду, что министры иностранных дел альянса в июне решат, каким образом осуществить политику открытых дверей НАТО на Уэльском саммите, в том числе и в отношении Грузии.
На Бухарестском саммите 2008 года лидеры НАТО решили, что Грузия станет членом альянса, но отказали Грузии в предоставлении ПДЧ. Решение Бухарестского саммита 2008 года также говорит, что ПДЧ должен быть следующим шагом на пути членства Грузии в НАТО. О необходимости ПДЧ также указывается в соответствующих решениях НАТО о Грузии.
7 апреля в интервью Общественному радио министр обороны Ираклий Аласания заявил, что в НАТО «практически» существует консенсус по поводу того, что Грузия заслуживает «следующего шага» на пути интеграции в НАТО, однако пока еще предстоит решить, каким будет этот шаг.
«Мы приступили к очень динамичным двусторонним отношениям с теми странными, особенно, кто не имел позицию в поддержку Грузии в 2008 году. По сравнению с 2008 годом сегодня сложилась совершенно отличающаяся обстановка, которую, что самое главное, признают наши западные партнеры – первое, Грузия сделала очень большой прыжок к НАТО (после 2008 года) с точки зрения оборонных реформ; второе – Грузия смогла мирно осуществить первую смену власти путем выборов, что является большим успехом всех политических сил, и в первую очередь, общества; третье – Грузия последовательно демонстрирует собственную правильную позицию по разряжению напряженности с Российской Федерацией», - заявил Аласания.
«Количество скептиков не только сократилось, но и, практически, существует консенсус среди 28 стран, что Грузия заслуживает следующего шага. Каким будет инструмент, каким будет следующий шаг, это должно быть согласовано в течение ближайших двух-трех месяцев», - добавил он.