На самом деле интернет зародился не на секретной кухне ЦРУ. Его подлинная история далеко не так интересна: он стал результатом совместной работы ученых и, в частности, сотрудников Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA), которое и по сей день занимается разработкой футуристических программ.
Там и возникла знаменитая сеть Arpanet, которую сегодня зачастую называют зародышем интернета. И хотя обычно на первое место ставят именно военную составляющую проекта, которая служит основой для самых разных теорий и заявлений Путина, она представляет собой лишь одну из множества сторон Arpanet. Главным направлением все же была наука.
Но все это не имеет значения: троллинг США по таким темам — одно из излюбленных занятий Владимира Путина. На прошлой неделе во время прямого телеэфира российский лидер отметился ответом на вопрос знаменитого Эдварда Сноудена, который раскрыл всему миру глаза на устроенную США повальную слежку в интернете. Тем самым он дважды утер нос США, потому что воспользовался случаем для такого ответа: «[Системы перехвата информации] массового характера, не избирательного, у нас нет и - в соответствии с законом - быть не может».
Тем не менее, подобное утверждение вовсе не отражает существующего в России жесткого контроля над интернетом: хотя наблюдение и не должно выходить за рамки закона, это вовсе не является гарантией прозрачности и свободы слова для граждан.
Кроме того, Владимир Путин посчитал нужным подчеркнуть, что России «нужно целенаправленно бороться за» свои интересы в сети. Это заявление вряд ли было случайным: оно прозвучало параллельно с открытием в Бразилии всемирного интернет-форума NetMundial. Основой для него послужили резкие заявления президента страны Дилмы Русеф по поводу США и их политики глобальной слежки, целью которой оказалась и она сама. Одной из целей конференции является пересмотр основ руководства интернетом, в котором сегодня доминируют подчиняющиеся американской администрации институты.
Однако, хотя сейчас этот вопрос и привлекает к себе особое внимание на фоне откровений Сноудена, его не назвать чем-то действительно новым. О нем уже давно говорят такие государства, как Россия и Китай. Они не стремятся формировать по-настоящему многостороннюю и взвешенную систему, а пытаются, в первую очередь, воспользоваться перераспределением карт в интернете, чтобы укрепить позиции по отношению к США.