Политика в АТР, занимающем важное место во внешнеполитических стратегиях США, это один из рычагов противодействия порядку, который под собственным контролем стремится создать в регионе Россия. Вместе с тем она должна проводиться с принятием конкретных шагов для предотвращения глобальной угрозы, которая может возникнуть на оси Северная Корея — Китай. Внимание Вашингтона концентрируется прежде всего на таких вопросах, как безопасность путей транспортировки энергоресурсов, наркоторговля, ядерные испытания, терроризм.
Россия возвращается к имперской стратегии
Преследуемая в последнее время Россией имперская стратегия, а именно концепция «экспансионистской» политики, вызвала беспокойство в западных странах, главным образом в США. Аннексия Крыма вслед за украинскими событиями, а также заявления руководства Москвы о намерении защищать права русскоязычных меньшинств, проживающих в других государствах, были своего рода сигналом о том, что Россия продолжит свою экспансионистскую политику. Первыми в очереди таких стран стоят Молдова и Казахстан.
«Имперское видение» России создает для Америки необходимость развивать диалог с государствами из российского окружения, которых с США связывает стратегическое партнерство. Визит президента США Обамы в Азию можно расценивать как шаг, направленный на достижение этой цели, а также предотвращение падения американского престижа.
США — единственная страна, на которую может положиться Япония
Став союзником США в период после Второй мировой войны, Япония стала первой страной, оказавшей прием президенту Обаме в ходе его визита. Статус Японии в отношениях с Китаем и Северной Кореей и ее национальная безопасность критически важны для политики США в АТР. Особенно в этот период, когда КНДР продолжает ядерные испытания, США — единственные, кому может доверять Япония как одно из государств, находящихся под непосредственной угрозой.
Стабильность политики США в Азии зависит от возможности создать многосторонние институты
Едва ли можно поспорить, что в свете последних событий нынешний период можно назвать «новой холодной войной». Одним из говорящих об этом симптомов является позиция России после событий на Украине и аннексии Крыма. В частности, посредством украинского вопроса начался процесс обновления стратегического диалога между Россией и Китаем. Благодаря этому Китай овладел таким преимуществом, как возможность в любой момент использовать российский козырь против политики США в Азии. В противовес этому руководство Вашингтона стремится поставить свою политику в этом регионе на прочную основу путем создания в Азии многосторонних институтов.
Возможна ли организация типа НАТО в Азии?
В действительности, создать организацию в стиле НАТО в регионе — единая цель азиатских государств и прежде всего России. Хотя Россия стремится претворить эту идею в жизнь с помощью проекта «Евразийского союза», объединение всех азиатских государств на такой единой основе, как безопасность, на сегодняшний день выглядит делом весьма затруднительным. Представление региональных государств о грозящих им угрозах динамично и переменчиво. Для того, чтобы иметь организацию, подобную НАТО, в регионе прежде всего необходимо создать мощную сеть коллективной безопасности, при этом все региональные государства должны по возможности иметь в достаточной мере единое представление о существующей угрозе.
В свой последний президентский срок президент Обама особенно стремится к тому, чтобы его политика в АТР принесла США выгоду в долгосрочной перспективе. Конечно, главная причина, которая лежит в основе этой цели, — намерение как можно больше сузить круг российско-китайского сотрудничества. Сделать это с применением «мягкой силы» — самый логичный путь, но, возможно, возвращение России к «имперской стратегии» при переносе дискурса XIX века в нынешний век способно вывести США за пределы осуждений и известных экономических санкций? Об этом мы скоро узнаем.