Мало кто верил, что подписание на прошлой неделе четырехстороннего соглашения в Женеве о деэскалации ситуации на Украине сможет реально привести к выходу из кризиса. И на сей раз прогнозы скептиков оправдались – «Антитеррористическая операция» в Славянске, приведшая к человеческим жертвам, подвела жирную черту под договоренностями, которые никто изначально не собирался выполнять.
Как мы и предполагали, в срыве соглашений стороны активно винят друг друга. Украинские власти и Запад указывают на то, что протестующие на востоке страны не собираются сдавать оружие и освобождать захваченные здания. Они также обвиняют «сепаратистов» в похищении людей и даже в убийстве депутата Горловского горсовета от «Батькивщины» Владимира Рыбака. Причем участники протестов оказываются виновны во всем. Расстрел блокпоста возле Славянска предположительными членами «Правого сектора» – конечно, провокация, устроенная самими «боевиками», которые не пожалели своих бойцов. В то же время, убийство депутата – не провокация, а опять-таки дело рук «террористов» (хотя, конечно, нельзя исключать и такой вариант).
Россия и представители протестующих на востоке предъявляют свой перечень претензий. Различные отряды самообороны и даже активисты майдана в центре Киева и не думают разоружаться. Прописанная в Женевском соглашении амнистия пока что выражается в дальнейших арестах активистов, например, харьковского журналиста Константина Долгова. Всего же только в Луганске, по сообщению ГПУ, открыто уже более 240 уголовных дел из-за массовых беспорядков. Об «инклюзивном конституционном процессе» вообще как-то незаметно забыли.
Впрочем, Запад на эти претензии отвечает традиционно, и здесь кроме избитого словосочетания «двойные стандарты» трудно подобрать выражение. Активисты майдана могут не разоружаться, потому что они находятся на своих местах с разрешения властей. И, как оказалось, даже продолжение АТО вовсе не нарушает Женевские соглашения – об этом сказал пресс-секретарь высокого представителя ЕС по внешним делам и политике безопасности Майкл Манн. «Мы полностью доверяем украинской власти. Мы признаем право Украины на защиту суверенитета и территориальной целостности», - заявил он, добавив, что «Украина выполняет свои обязательства в рамках Женевских договоренностей». Каким образом она их выполняет, пресс-секретарь не пояснил.
Действия украинских властей вызвали жесткую реакцию Кремля, возможно, даже более жесткую, чем предполагали в Киеве. Россия начала новые учения у границ с Украиной. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что они «вынуждены реагировать на такое развитие ситуации», равно как и на учения НАТО в Польше и странах Балтии.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью RT сделал еще более тонкий намек: «Если интересы российских граждан будут напрямую нарушены, я не вижу другого выхода, кроме как ответить в соответствии с нормами международного законодательства», упомянув также события в Южной Осетии в качестве примера. Наконец, президент РФ Владимир Путин назвал преступлением против своего народа проведение антитеррористической операции в Славянске и использование армии и оружия. Владимир Путин также заявил, что эти действия будут иметь последствия для людей, «которые принимают эти решения, в том числе для межгосударственных отношений», однако какие именно последствия он не уточнил.
Если верить сообщениям инсайдеров, продолжение операции под Славянском было приостановлено именно в связи с развертыванием российских войск на границе с Украиной. Кроме того, ранее в СБУ сообщали, что проведение АТО затруднено, так как «сепаратисты» используют в качестве живого щита мирных жителей. Непростая ситуация, особенно учитывая, что в «сепаратисты» записали большую часть этих самых мирных жителей.
Тем временем, Вашингтон обвинил в срыве договоренностей Кремль и уже начал готовить пакет новых экономических санкций. «Есть кое-что, что Соединенные Штаты смогут сделать в одиночку, но в конечном итоге это должны быть совместные, коллективные усилия», — сказал президент США Барак Обама о готовящихся санкциях, добавив, что это вопрос не недель, а дней.
Все это подтверждает, что документ, подписанный в Женеве, изначально был лишь отсрочкой времени и дипломатическим приемом для дальнейшей игры. Сегодня Киев сделал ход в виде продолжения АТО. Вот только в результате этой международной «игры» среди гражданского населения от 7 до 13 жертв, сообщения из Славянска поступают противоречивые. Можно также отметить, что первая фаза АТО началась после визита в Киев директора ЦРУ Джона Бреннана, а вторая – после визита вице-президента Джо Байдена. Это, конечно, может быть совпадением, но совпадением, наталкивающим на определенные выводы.
Сейчас ситуация накалилась до предела. Москва уже ставит под сомнение легитимность выборов 25 мая, в Европе планируют запретить все финансовые операции в Крыму, российские войска собираются у границы с Украиной, НАТО готовит дополнительные учения в Восточной Европе. Возможно, это еще не Карибский кризис, но если не произойдет реальной, а не номинальной деэскалации ситуации, стороны приближаются к нему семимильными шагами. Вопрос в том, сумеют ли они притормозить и кто первый готов это сделать?