Новороссия – или «Новая Россия» – это территория, которая сейчас является юго-востоком Украины. Она была отвоевана российскими царями у Османской империи в XVIII веке. Может ли она сейчас стать сердцем новой страны?
Пока Украина балансирует на грани гражданской войны, некоторые пророссийски настроенные сепаратисты предлагают воссоздать Новороссию как независимое государство. Отсоединение от Украины могло бы свести на нет протесты и успокоить местное население, говорящее, в основном, на русском языке, утверждают сторонники этой идеи. Также подобный сценарий поможет избежать военного вторжения или аннексии со стороны России — действий, которые большинство жителей региона не поддерживает, согласно недавним опросам общественного мнения.
Выступающие против Киева протестующие продвигали идею создания Новороссии на демонстрациях и использовали слово в качестве слогана на сепаратистских сайтах и в Twitter. Российский президент Владимир Путин упомянул о Новороссии в апрельском телевизионном шоу, сказав, что «бог знает», почему Советский Союз в начале XX века приписал эту территорию к Украине, а не к России.
Не оставляет сомнений то, что создание Новороссии окажет разрушительный эффект на остальную Украину. На территориях, которые имеют в виду сепаратисты, проживает более трети всего украинского населения, там находится основная часть промышленной базы страны и выходы к Черному морю. И – что более важно – через нее проходит крупный газопровод, связывающий Россию с ЕС.
Путин, возможно, предпочел бы номинально независимую Новороссию вместо прямолинейной аннексии, потому что таким образом России удалось бы избежать затрат на восстановление обветшавшей инфраструктуры и поддержку стареющего населения региона, говорит Кристиан Карил, долго проработавший журналистом на юго-востоке Украины и сейчас занимающий пост старшего исследователя в лондонском мозговом центре, институте Legatum. Правительство в Киеве «настолько слабо, что сложно представить, как оно могло бы пресечь серьезные усилия по отделению», говорит он.
Однако получилось бы это у сепаратистов на самом деле? В материале в журнале Foreign Policy в мае московский журналист Анна Немцова пишет, что «среди пророссийских лидеров на Украине началась борьба за власть. И хотя они согласны в том, что юго-восток Украины должен «присоединиться к самопровозглашенной нации, они разделены в вопросе о том, кто этим новым государством должен руководить».
Еще большая проблема заключается в том, что большинство людей, живущих в «Новороссии», как кажется, не хотят независимости от Украины. Проведенный в середине апреля опрос 3200 жителей юга и востока страны продемонстрировал, что лишь 15,4% населения поддерживали отделение от Украины и присоединение к России, а 64,2% опрошенных хотели, чтобы регион остался частью «унитарной» Украины, а не федерации автономных регионов.
В опросе, проведенном киевским Международным институтом социологии по заказу газеты Зеркало Недели, не было вопросов непосредственно о создании Новороссии. В оплаченном США и проведенном по заказу Международного республиканского института исследовании Gallup в середине марта лишь 4% опрошенных на востоке Украины и 2% на юге страны поддержали идею ее разделения на несколько государств.
В то время как большая часть жителей юго-востока страны говорят на русском языке, население там явно не однообразно, отмечает Светлана Кобзарь, аналитик в институте RAND Europe в Брюсселе. «Там разные регионы, разные элиты. Есть также отличия между городами и сельской местностью. Многие на юге и востоке страны были против пророссийского правительства бывшего президента Виктора Януковича», – отмечает она. Опросы показывают, что каждый пятый протестующий на Майдане в начале этого года прибыл с южных и восточных регионов Украины. В ходе апрельского опроса лишь 19,6% населения на юго-востоке считали Януковича легитимным президентом Украины, на чем настаивает Москва.
Первостепенная задача Путина, по словам Кобзарь, – «сделать Украину неуправляемой». Однако, отмечает она, «у сепаратистов нет общей цели. Существует множество отличий внутри самого движения».
К примеру, государственное радио «Голос России» в апреле сообщало, что Валерий Кауров, представленный в качестве «главы союза православных граждан Украины», был избран протестующими в Одессе как президент Новороссии. Однако с тех пор Кауров исчез из новостей, в то время как на востоке Украины появились другие лидеры сепаратистов, такие, как Вячеслав Пономарев, самопровозглашенный мэр Славянска. При этом в исторически «новороссийском» Днепропетровске правительством руководит олигарх, назначенный Киевом, и там не наблюдается значительных протестов.
Даже принять решение о том, где должны проходить границы Новороссии, было бы трудно. Харьков – второй по величине город на Украине – исторически не был частью Новороссии, однако в своем телевизионном выступлении Путин упомянул о нем как об одной из территорий, которые не должны были быть отданы Украине.
Украина на самом деле может стать неуправляемой. Однако то же самое могло бы произойти и с Новороссией. Как говорит Кобзарь, «Путин, возможно, создает очень запутанную проблему, которую он не сможет легко разрешить».