Те цели, которые поставили перед собой в этом году тысячи манифестантов в Киеве, остаются достойными и достижимыми.
Большинство политиков, придя к власти, пытаются сказать нечто возвышенное и вдохновляющее. У Арсения Яценюка - иной подход. Согласившись в феврале занять пост исполняющего обязанности премьер-министра Украины, он сказал: «Добро пожаловать в ад».
Сидя на прошлой неделе в киевском кабинете Яценюка, я спросил, действительно ли его работа такая адская, как и ожидалось? Изможденный 39-летний премьер снял очки и устало потер лицо. «Хуже, — заявил он. — Мы сталкиваемся с российской армией, с поддерживаемым из России терроризмом. Экономика - в состоянии банкротства, наша собственная армия распущена, полиция дезориентирована. Предыдущая власть украла все, что смогла».
На следующий день после нашей беседы украинское правительство отреагировало на эту отчаянную ситуацию наступлением с целью возврата зданий и территорий на востоке страны, попавших под контроль пророссийских сепаратистов. Власти в Киеве почувствовали, что если они не нанесут ответный удар, автоматически возникнет угроза утраты восточных областей Украины.
Но боевые действия в таких городах, как Славянск и Донецк, чреваты своими собственными рисками. Большое количество потерь среди гражданского населения, особенно в находящейся на юго-западе Одессе, ведет к тому, что в адрес правительства в Киеве звучат обвинения в зверствах и жестокостях. Тот факт, что борьба чаще всего ведется между самими украинцами, соответствует российскому описанию событий — что на Украине царит глубокий раскол, и что многие ее граждане обращаются к России за защитой. Прежде всего, боевые действия дают Москве повод для отправки своих войск на Украину под предлогом «миротворческой миссии».
Украинские власти знают, что в обычной войне с Россией они проиграют, поскольку российская армия крупнее и лучше вооружена. У России также имеется превосходство в воздухе в соотношении 80 к 1. Украинцам хочется, чтобы НАТО объявила о введении бесполетной зоны над их страной в случае российского вторжения. Но это несбыточная мечта. Американцы не собираются сбивать российские самолеты.
Российский парламент заранее дал разрешение на вторжение на Украину, и мощная российская армия сосредоточилась вблизи украинской границы. Но чего хочет президент Владимир Путин? Яценюк утверждает, что «Путин не знает пределов. Он хочет стать императором советской империи нового типа». Но многие в Киеве до сих пор считают не заслуживающей доверия мысль о полномасштабном российском вторжении. Когда я спросил одного из самых богатых бизнесменов Украины с прочными международными связями Виктора Пинчука о том, может ли Россия дойти до Киева, он закатил глаза и сказал, что это «фантастика». Альтернативная теория заключается в том, что Путин просто хочет создать на Украине хаос, который помешает проведению президентских выборов 25 мая, а также расстроит все планы о сближении Украины с ЕС.
Но военный аспект — это просто самая заметная составляющая битвы за Украину. Правительству в Киеве надо также победить в пропагандистском сражении и в войне с коррупцией.
Российские средства массовой информации продвигают мысль о том, что правительством в Киеве заправляют «фашисты» и антисемиты, являющиеся прямыми наследниками тех украинских партизан, которые вместе с нацистами воевали против Советского Союза Иосифа Сталина. Эта концепция получила широкое распространение на востоке Украины и нашла свою аудиторию в некоторых странах ЕС. Но украинские евреи, в том числе работающие в правительстве, в этом не уверены. Когда я изложил заявления о фашизме и антисемитизме самому известному еврейскому бизнесмену Украины Пинчуку, он ответил коротко: «Бред собачий».
Но верно и то, что красно-черное знамя украинского национализма времен войны очень заметно на баррикадах, до сих пор сохранившихся на киевской площади Независимости. Когда я спросил сидевших под этими флагами демонстрантов в военной форме, почему они до сих пор остаются на улицах, один из них ответил: «Чтобы новое правительство не начало воровать деньги, поступающие из МВФ».
Такая обеспокоенность кажется вполне обоснованной. И Москва, и Киев сходятся во мнении о том, что Украиной просто отвратительно управляет одно коррумпированное и вороватое правительство за другим. Яценюка в целом считают честным человеком. Но хотя страна сталкивается с угрозой гражданской войны и вторжения, во временном правительстве есть министры, которые с поразительной целеустремленностью пытаются в основном воровать, а не работать.
Образ коррумпированной, хаотичной и расколотой Украины, которая убивает и грабит собственных граждан, вполне устраивает российские власти. Если Россия сумеет убедить внешний мир в том, что обретшая независимость лишь в 1991 году Украина и страной-то по-настоящему не является, ее будет гораздо легче расчленить на части.
Поэтому важно вспомнить некоторые основополагающие факты. Конечно, культурный водораздел между восточной и западной Украиной существует, но 91 процент граждан страны в 1991 году проголосовали за ее независимость, причем - почти во всех областях. В 1930-х годах во время инспирированного Сталиным голода погибли миллионы украинцев, и это дает сегодняшним гражданам Украины достаточно веские основания для подозрений в отношении предлагающей «защиту» России.
Когда в начале года на демонстрацию в Киеве вышли тысячи украинцев — и более сотни погибли — они требовали не «фашистского» правительства. Они призывали положить конец коррупции и хотели, чтобы Украина со временем стала членом Евросоюза. Их цели достойны и достижимы. И посреди нынешнего хаоса и насилия они по-прежнему заслуживают поддержки.