Сейчас, незадолго до столетнего юбилея Первой мировой войны, мобилизация российских войск у украинской границы напоминает нам, что война может быть ближе, чем кажется. 30 июля 1914 года мобилизация была направлена против Германии и Австро-Венгрии, на защиту сербских союзников: те оказались жертвой агрессии Габсбургов, которые верили в быструю и ограниченную по масштабам войну. Некоторые историки рассматривают эту мобилизацию как искру, которая породила пожар Первой мировой войны. Отличие от нынешней ситуации заключается в том, что путинская Россия принимается за своих братьев-славян, украинцев.
Но вернемся в наши дни. Со времен распада СССР Россия стремится вернуть себе островки русского населения на территории бывшего союза, точно так же, как Сербия хотела сделать это в разваливающейся Югославии с прекрасно известными нам трагическими последствиями. Одним из первых российских вмешательств стало появление генерала Лебедя (1992 год) в одном населенном русскими регионе Молдавии (бывшая Бессарабия). В результате тот стал самопровозглашенной республикой Приднестровье. Российские войска так и остались на ее территории, и Москва предложила паспорта всем русским жителям этого непризнанного даже ею самой государства. Ситуация еще больше осложняется тем, что Приднестровье граничит с Украиной и может де факто рассматриваться как российский анклав. Приднестровский вопрос вновь вышел на первый план после того, как в Крыму вновь подняли российский флаг: президент марионеточной республики потребовал официального признания государства и его присоединения к России.
Румыния еще годы назад отреагировала на это, предложив свои паспорта всем говорящим по-румынски гражданам Молдавии. Венгрия же с 2011 года предлагает гражданство венгроязычному населению Румынии и других приграничных стран. Тем не менее, в отличие от России, Венгрия пытается не аннексировать некогда венгерские регионы Румынии, а сформировать некую духовную венгерскую нацию вне государственных границ.
Так, по новой конституции Венгрии получить гражданство могут все люди венгерского происхождения (кровное право), живущие в любой стране мира. В результате двойное гражданство получил даже бывший губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки (George Pataki), который особо отметился своими решительными действиями во время катастрофы 11 сентября 2001 года.
Новая конституция гарантирует проживающим на территории страны невенгерским меньшинствам соблюдение их «национальных» прав при сохранении венгерского гражданства. Нужно отметить, что в документе они называются «народностями», а не «меньшинствами». У них тоже есть право получить паспорт «материнского» государства (если таковое имеется), а вместе с ним и двойное гражданство. Все зависит от решения каждого человека, но у всех есть право на признание на основе концепции «индивидуальной автономии». Таким образом, гражданство носит личный, а не территориальный характер.
Понятие личной автономии впервые появилось в Австро-Венгрии, а с 1990-х годов применяется ко всем живущим в стране невенгерским меньшинствам. Решение Венгрии предоставить паспорта живущим за границей венграм создает трудности для национальных государств, которые не признают двойное гражданство. Так, например, Словакия лишает гражданства тех своих жителей, которые принимают гражданство Венгрии. В результате венгры, которые веками жили на территории Словакии (была регионом Венгрии до 1918 года) и приняли венгерский паспорт, проживают в государстве, лишившим своих гражданских прав. Они становятся людями без гражданства на своей собственной родине. Это означает, что «мировая нация» представляет собой внетерриториальную концепцию гражданства с «материнским государством», которое повсюду отстаивает интересы своих «сыновей». Получается, что Венгрия разделила понятия «нация» и «государство», о чем в прошлом говорили такие мыслители как Фихте и Дени де Ружмон.
Это решение также получило отражение в названии страны, которая стала просто «Венгрией» вместо «Республики Венгрия». Венгрия превратилась в родину для всех венгров в мире, и не является политическим режимом или государством в административном плане, потому что республикой может быть только государство, а не нация.
Российское руководство в свою очередь не оперирует понятиями внетерриториальной нации и стремится аннексировать все регионы с русскоязычным населением. Как бы то ни было, тем самым оно лишь способствует начавшемуся после распада СССР обесцениванию понятия национального государства, потому что его экспансионистская политика ведет к распространению двойного гражданства и косвенно стимулирует формирование концепции мировой нации.
Тем не менее, есть здесь и один очень важный новый момент: 8 апреля 2014 года Совет Европы, в который входят Россия и Украина, принял резолюцию по вопросу признания территориальной автономии меньшинств. Это может многое означать для Украины. Киеву нужно признать право русских меньшинств на самоуправление, тогда как Москва должна в свою очередь уважать территориальную целостность Украины.
Центральная и Восточная Европа представляет собой хитросплетение самых разных народов, в связи с чем напрашивается такое решение:
— нужно разделить понятия государства и нации;
— нужно принять двойное гражданство;
— нужно признать территориальную автономию в регионах с преобладанием меньшинств;
— нужно признать личную автономию людей в регионах со смешанным населением, в которых меньшинствам не принадлежит большинство. (Кроме того, каждое государство должно гарантировать равенство всех людей и принять необходимые меры для обеспечения прав представителей всех народностей).
Таким образом, Украине нужно признать автономию регионов с русским большинством, если она не хочет, чтобы они отделились от страны. Однако остановить процесс распада в любом случае будет очень непросто после аннексии Крыма Россией.