Париж претендует на лидерство в ЕС, но ему недостает бюджетной дисциплины. Тем самым французское руководство ставит под угрозу стабильность евро, что, однако, совершенно неприемлемо.
Политическое давление на Европейский Центробанк редко когда бывает хорошей идеей. Бывший глава ЕЦБ Вим Дуйзенберг (Wim Duisenberg) сравнил его когда-то со сливками, сказав: «Чем чаще их взбивать, тем жестче они становятся». Это острое замечание хорошо известно во Франции - равно как и то, что имел в виду чиновник. Хорошо известно французам также и отрицательное отношение немцев к политическому вмешательству в денежную политику.
Идея о том, что ЕЦБ мог бы путем ослабления евро помочь французским экспортерам, уже сама по себе свидетельствует о беспомощном положении, в которое угодила Франция.
Ведущую роль может играть только тот, кто заслуживает уважения
Играя ведущую роль, Франция вполне могла бы помочь ЕС. Но играть ведущую роль может только тот, кто заслуживает всеобщего уважения, а не считает, что его страна прекрасна только благодаря своим размерам и красивой природе. А как раз уважения-то Франция и не заслуживает, а совсем даже наоборот.
Весенний прогноз Европейской комиссии в очередной раз продемонстрировал, что успехи всех европейских стран по сокращению своего бюджетного дефицита, консолидации своих бюджетов и реализации реформ увенчались успехом.
Пример для подражания – страны, пораженные кризисом
Рост пока слаб, но постепенно увеличивается, тогда как безработица сокращается даже быстрее, чем ожидалось. Это относительно хорошие новости. Они приходят даже из крупных кризисных стран, но только не из Франции. Тот, кто хочет быть услышанным за столом переговоров в Брюсселе, должен действовать так же, как действуют Португалия, Испания или Греция. Он должен, по меньшей мере, продемонстрировать стремление к переменам.
Франция делает это с опозданием и малоубедительно. То, что правительство страны может себе такое позволить, подчеркивает, среди прочего, слабые места многократно измененного Пакта по стабилизации евро. Благодаря дополнительным критериям должна появиться гибкость, чтобы страны могли реагировать на кризис. Но гибкость создает также возможности для самостоятельных действий отдельных стран, в связи с чем возникает подозрение в непрозрачности механизма по предоставлению привилегий крупным странам валютного союза. Чем больше моментов при применении санкций будет регулироваться автоматически, тем яснее будет этот процесс протекать. В обеспечении этого и заключается цель реформ, затеянных ЕС и его ведущими странами.