Ежегодный доклад международной правозащитной организации Freedom House о состоянии свободы прессы в мире показал, что только 2% латиноамериканцев живут в странах со свободной прессой. Freedom House является одной из старейших и наиболее влиятельных американских правозащитных организаций.
Тем не менее, я не уверен, что этот доклад содержит достоверную информацию о положении дел в этой сфере в Латинской Америке. Прежде всего давайте разберемся, какие основные выводы содержатся в докладе, озаглавленном «Свобода прессы 2014: глобальный взгляд на независимость СМИ».
По мнению составителей доклада, показатели свободы прессы в мире за последние десять лет упали до самой низкой отметки. Причина заключается в том, что произошло значительное снижение рейтинга свободы прессы в Египте, Ливии, Иордании и других странах.
Даже в США, в одной из немногих стран в Северной и Южной Америке, которую еще недавно Freedom House классифицировала как «свободную», состояние дел в области свободы прессы ухудшилось. Негативную роль в этом сыграла обнародованная Эдвардом Сноуденом информация о шпионаже, который ведет правительство США, а также прослушка журналистов из Associated Press.
Согласно исследованию Freedom House, США занимают 21-е место в рейтинге стран со свободной прессой.
Как отмечают авторы доклада, в Латинской Америке есть всего три страны, где пресса свободна. Это Коста-Рика (18-е место), Уругвай (26-е место) и Суринам (28-е место). На территории этих стран проживает только 2% населения стран Латинской Америки. В число стран с частичной свободой прессы попадают Чили (31-е место), Сальвадор (39-е место), Перу (44-е место), Бразилия (45-е место) и Аргентина (51-е место).
В третью категорию стран, где свобода прессы отсутствует, вошли: Эквадор (62-е место), в этой стране правительство в последнее время приняло ряд законов, ограничивающих свободу СМИ; Мексика (61-е место) и Гондурас (64-е место). Согласно исследованию, в Гондурасе организованная преступность и наркоторговцы полностью подмяли под себя средства массовой информации.
Как отмечают авторы доклада, Венесуэла и Куба — страны с наиболее закрытой сферой СМИ (78-е место и 90-е место, соответственно).
В этой связи, если рейтинг точно отражает ситуацию со СМИ в Латинской Америке, у меня возникает вопрос: разве оправдано поместить Мексику в категорию «несвободных стран», как это сделано с Кубой, где кубинские власти всячески противодействуют появлению независимых СМИ?
Остается непонятно, чем руководствовались авторы доклада, посчитав, что СМИ в Бразилии, которые ежедневно публикуют десятки материалов, разоблачающих коррупцию среди чиновников, оказались в категории стран с частичной свободой прессы, где местные СМИ находятся под жестким контролем губернаторов или мэров городов?
Если вы окажетесь в Сан-Паулу, Буэнос-Айресе или Мехико, то вам будет трудно поверить, что в этих странах прессу зажимают. На самом деле, во многих столичных изданиях этих стран журналистское расследование проводится на более высоком профессиональном уровне, чем, например, в американских СМИ.
В Бразилии, например, национальные СМИ делают все возможное, чтобы предать гласности факты финансового скандала в крупнейшей государственной нефтяной компании Petrobras, которые компрометируют нынешнего президента Бразилии Дилму Роуссефф.
Такие бразильские издания, как Folha de S. Paulo, Jornal do Brasil и O Estado de São Paulo, не побоялись рассказать своим читателям о взятках, которые давал бывший президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва законодателям в обмен на их лояльность. По материалам публикаций были возбуждены уголовные дела, многие бывшие чиновники правительства и депутаты оказались на скамье подсудимых.
В Аргентине, несмотря на усилия президента Кристины Киршнер заставить замолчать прессу, известный телеведущий Хорхе Ланата осмелился рассказать о финансовых махинациях с государственными контрактами, подписанными с аргентинским предпринимателем Ласаро Баэсом. Аргентинский журналист Уго Алконада Мон опубликовал десятки разоблачительных материалов о «темных» финансовых делах аргентинского правительства, в которых оказался замешанным вице-президент страны Амадо Буду.
Мое мнение: рейтинг о состоянии в области свободы прессы в мире правозащитной организации Freedom House представляет собой попытку сделать что-то вкусненькое путем смешивания яблок и апельсинов.
Нельзя бросать в одну корзину страны, где проводится государственная политика цензурирования материалов СМИ, как, например, это делается на Кубе, в Венесуэле или Эквадоре, а также страны, где журналисты находятся под жестким прессингом наркоторговцев и организованной преступности. Это две совершено разные проблемы, которые иногда переплетаются, но имеют различную природу.
Нельзя отрицать и тот факт, что за последнее время увеличилось число стран в Латинской Америке, где официальные власти ведут преследование независимой прессы. Вполне возможно, что число латиноамериканцев, имеющих возможность доступа к независимым СМИ, превышает 2%, но эта цифра значительно ниже той, которая была десять лет тому назад.