Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Попытки склонить Украину на свою сторону могут привести к ее краху

© East News / AP Photo/Alexander ZemlianichenkoПророссийский активист в Славянске
Пророссийский активист в Славянске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После драматического свержения правительства Виктора Януковича в конце февраля лидеры США и ЕС так и не смогли смириться с неприятной реальностью. Как сказал бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, Владимир Путин «гораздо больше беспокоится об утрате Украины, нежели Запад о ее сохранении».

Кризис на Украине длится уже шестой месяц, и поэтому политикам следует отойти в сторону от ежедневного вала дурных новостей и спросить себя о том, дает ли нынешняя позиция Запада положительные результаты.

Честный ответ будет звучать так: нет, не дает.

Трагические события в Одессе 2 мая, а также активизация боевых действий в и вокруг оплотов сепаратизма на востоке Украины приводят в действие именно ту цепочку событий, которую Запад пытался не допустить: полномасштабный вооруженный конфликт между Москвой и Киевом, а также перспектива распада Украины как унитарного государства.

После драматического свержения правительства Виктора Януковича в конце февраля лидеры США и ЕС так и не смогли смириться с неприятной реальностью. Как сказал бывший посол США на Украине Стивен Пайфер (Steven Pifer), Владимир Путин «гораздо больше беспокоится об утрате Украины, нежели Запад о ее сохранении».

Той безрассудной политике, которую проводит Путин, нет оправданий. Аннексия Крыма, беспардонный российский шовинизм и ультранационалистические проявления воскрешают в памяти самые отвратительные аспекты европейской силовой политики первой половины двадцатого века. Люди приходят в большое замешательство, когда видят, как крайне правые европейские политики от Марин Ле Пен (Marine Le Pen) до Герта Вилдерса (Geert Wilders) расхваливают Путина, называя его своим идеологическим единомышленником и товарищем по оружию в борьбе против европейской элиты и бездушной европейской бюрократии.

Но даже если в предстоящие дни события подойдут к критической точке, продолжительный кризис на Украине может со временем просто истощить западный потенциал противодействия российским усилиям по дестабилизации Украины и сохранения на плаву ее безнадежно больной экономики. То, что мы наблюдаем сейчас, это не что иное, как более масштабная и беспорядочная версия грузинских событий на территории размером с Францию, которая грозит намного более страшным кровопролитием.

Обама и Меркель обсуждают Украину в Белом доме


Вместо того, чтобы выработать новые подходы в целях предотвращения катастрофы, западные лидеры поднимают ставки и идут ва-банк. Президент Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель объявили на прошлой неделе, что срыв 25 мая президентских выборов может стать основой для введения так называемых отраслевых санкций против России. Хотя они и другие западные руководители продолжают заявлять о своем стремлении добиться дипломатического урегулирования кризиса, диалог с Кремлем на высоком уровне сводится лишь к обмену официальными заявлениями. Кроме того, мы не знаем ни о каких серьезных закулисных дипломатических попытках разрешения этого кризиса. Запад говорит: либо выборы, либо санкции; но Москва не демонстрирует никаких признаков своей готовности идти на уступки и согласия на плавный внутриполитический переход на Украине. Все как раз наоборот.

К сожалению, санкции не заставят российское руководство вернуть Крым Киеву. Санкции может и ударят по доверию и кошелькам российской деловой элиты, однако сейчас нет абсолютно никаких признаков того, что ее боль и страдания хоть как-то волнуют ту немногочисленную когорту советников, к мнению которых прислушивается Путин. Да и американские санкции против высокопоставленных фигур в российском истэблишменте просто по причине их давних личных связей с Путиным, а не в связи с их реальными поступками, поднимают основополагающий вопрос о том, можно ли будет их отменить, если российское государство изменит свое поведение.

Как показал визит канцлера Меркель в Вашингтон, становится все труднее сохранять видимость и реальность последовательного подхода США и ЕС к санкциям. Именно поэтому санкции не мешают России идти на дальнейшую эскалацию. Два руководителя согласились с тем, что Россию надо заставить заплатить за свое поведение. Но они не договорились о том, какой должна быть расплата. ЕС сосредоточил все свои санкции на чиновниках и политиках, которые напрямую причастны к присоединению Крыма и к масштабной кампании Москвы по дестабилизации ситуации на Украине. Некоторые наши европейские партнеры сокрушаются по поводу того, что могут пострадать от судебных исков. Данный процесс уже ослабил эффективность санкций против Ирана и «Аль-Каиды». Если и когда такие иски появятся, они вызовут ослабление режима санкций и приведут Путина к победе, посрамив авторов карательных мер.

Военный вариант еще более проблематичен. Соединенные Штаты совершенно правильно стараются успокоить членов НАТО, таких как прибалтийские страны и Польша, заявляя о том, что Североатлантический альянс как раз и существует для их защиты. Но это никоим образом не меняет ситуацию на Украине. Отправка военной помощи это красиво и чудесно, но она не более чем благородный жест. Украинская армия гораздо слабее российской, а последние заявления правительства в Киеве о возврате к военному призыву никак нельзя считать решением проблемы. По весьма основательным причинам Белый дом и ведущие страны ЕС постоянно заявляют о том, что не станут воевать с Россией из-за Украины. И эта их позиция находит широкую поддержку в обществе.

Итак, что нам остается? Политическая и экономическая изоляция России сразу после аннексии Крыма была важным шагом, показавшим Путину, что его действия безосновательны, незаконны, и что против них решительно выступает международное сообщество. Но теперь у нас другая первоочередная цель — спасти Украину как государство. Если даже Киев не надеется на проведение 25 мая представительных выборов и на восстановление контроля над ключевыми областями страны, то что может сделать Запад?

Первое и самое главное — нам надо отойти от концепции «Запад против России». Печальная правда состоит в том, что ни одна из сторон в этом геополитическом перетягивании каната не добьется своих целей самостоятельно либо без серьезного кровопролития. Любые попытки склонить Украину на свою сторону наверняка приведу эту страну к краху и фактическому расчленению.

Что нужно Украине, так это лойя-джирга, или большой совет в афганском стиле, лучше всего, под эгидой ООН или Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) при полной поддержке всех сторонних держав. Участие в таком большом совете представителей всех политических, региональных и экономических сил Украины должно быть обязательным. Лидеры и народ Украины почти четверть века не могут договориться по основополагающим аспектам своей государственности, объединиться в рамках единой страны и создать преуспевающую экономику. Власть там чрезмерно централизована в руках киевского правительства, а поэтому ее необходимо децентрализовать, передав часть полномочий на региональный уровень. По своим социально-экономическим условиям, здравоохранению, стандартам образования и размерам пенсий Украина сильно отстает почти от всех своих соседей, в том числе, от России.

К сожалению, добившись в 1991 году независимости, украинская элита в целом относилась к политике как к игрушке, пользуясь ею в интересах глубоко криминализованной и коррумпированной олигархической системы. Каждое новое правительство было хуже и слабее предыдущего. Даже сегодня надеждам Майдана наносит вред возрождение старых методов работы, перераспределение собственности и ренты, а также применение насилия. Величайшая трагедия Украины состоит в том, что два ведущих претендента на пост президента Петр Порошенко и Юлия Тимошенко порождены и получают выгоду от этой насквозь прогнившей системы.

Мы понимаем, почему Запад вначале увидел в выборах важную веху, способную вернуть страну на правильный путь и подтвердить легитимность нового правительства после беспорядочной и хаотичной революции. Учитывая то, что Россия призывает к отмене выборов, США и ЕС будет трудно поддержать их перенос. Но проведение выборов в срок предполагает, что правительство в состоянии обеспечить спокойную и безопасную обстановку для избирателей, а также свободное и честное волеизъявление.

Украина нуждается в договоренности между ее ведущими партиями по условиям разделения полномочий, и эта договоренность должна быть достигнута до проведения президентских и парламентских выборов (как это ни странно, о дате проведения последних нигде и ничего не слышно). Международные и региональные институты, такие как ООН и ОБСЕ, должны взять на себя ответственность за создание такой среды, в которой эти переговоры можно будет провести в духе доброй воли, а не под дулом автомата. А России придется отказаться от ввода своих войск на Украину, чтобы такие переговоры имели шанс на успех.

На нынешнем этапе реально избежать катастрофы можно только в случае начала разговора о том, что можно сделать для превращения Украины в жизнеспособное государство.

Джеймс Голдгейер — декан факультета международной службы Американского университета.

Эндрю Вайс — вице-президент Фонда Карнеги за международный мир по исследовательской работе.