Анархизм в международной политике – это такая ситуация, при которой в системе нет какого-либо явного лидера. Если нет в некотором роде проводника, который указывал бы путь всем международным игрокам, ради реализации собственных интересов они в любой момент будут способны вступить в сражение друг с другом. Не осталось ни закона, ни справедливости, ни порядка. Взамен – хаос, волнения, конфликт. Даже самая крохотная искра может сжечь дотла крышу и вашего, и соседнего дома.
Именно такой процесс происходит в современном мире. США достаточно долго вели за собой большинство государств мира, однако, утратив свою харизму, Америка стала демонстрировать все большую нерешительность. Полагая, что система американской гегемонии больше не является устойчивой, и многополярная система способна сделать мир более управляемым, антиамериканские центры, несмотря на все усилия США и их союзников, настойчиво продолжают расчищать себе пространство. Однако также очевидно и то, что они пока не могут предложить вариант порядка, который пришел бы на смену лидерству США. В результате возникает глобальная анархия, обостряющая напряженность в системе и создающая еще большие риски для всех игроков.
Нерешительность США
США долго сохраняли свое американское превосходство или, иными словами, свой структурный контроль над международным порядком (главным образом, на основе восприятий) в рамках риторики об «американском веке». Однако возникает впечатление, будто американский ум затрудняется в интерпретации серии происходящих в последнее время событий. Имидж США приобрел настолько дурную славу, что теперь они размышляют: какой должна быть наша риторика в ответ на происходящие события и как предотвратить беспорядки, возникающие в связи с распадом системы. Они выносят на обсуждение понятия, которые совсем не идут американским реалистам, такие как, например, консервативный интернационализм. По мнению радикалов, необходимо обратиться к грубой силе и спросить с тех, кто подверг легитимность системы опасности; при этом более умеренное крыло, видимо, сохраняет единодушие в вопросе о том, что стратегией, наиболее подходящей современным условиям, является более мягкая и структурная политика, которой и следовала администрация Обамы.
Подъем авторитарности
Пока США пытаются найти ответ на поднимающийся против них бунт, страны на противоположном фланге, и прежде всего Россия, вовсе не намерены отступать. Развитие крымского вопроса происходило совсем не желательным для США образом. События на Ближнем Востоке также во многом противоречат стремлениям США. Такой ход событий поднимает вопросы о том, насколько либеральные демократии эффективны в качестве стиля управления и как можно оценить функциональность смешанных, более авторитарных моделей. Падение США способно навредить не только государствам, которые они желают подчинить себе, используя имеющееся у них структурное влияние на систему, но и всем экономикам, интегрированным в глобальную систему (надо признать, это уже происходит). В то время как в некоторых национальных системах такая ситуация ведет к усилению авторитарных тенденций, на международном уровне это предполагает появление еще более анархической структуры.
Упадок наций
Ни либеральные демократии, ни приобретающие все более авторитарный характер смешанные режимы, очевидно, не способны выработать своевременную политику в ответ на реальные проблемы современного мира. Пока крупные силы ведут борьбу за избиение друг друга на высшем уровне, с точки зрения истории бесспорен тот факт, что нации находятся на грани небывалого упадка. Это можно наблюдать даже по цифрам, свидетельствующим о том, что мир вступил в процесс абсолютного обнищания. С каждым днем человечество теряет богатство, которым оно обладает. И для легитимности системы эта ситуация гораздо более вредна, нежели вероятность конфликта. Иными словами, идеология глобального севера претерпевает крупные потрясения. Ответ должен последовать от глобального юга. Другие действующие лица системы (и прежде всего мусульмане, которым, как «террористам», был нанесен удар) должны объединиться и выработать новую стратегию в мире, который возникнет в период после западной гегемонии. Не стоит забывать, что политика не терпит пустоты. Если вы не заполните ее сами, это сделают за вас.