В этом году впервые в истории Украины на официальных мероприятиях в честь годовщины окончания Второй мировой войны вместо российской и советской используют европейскую символику — красный мак. Эта идея — результат сотрудничества Украинского института национальной памяти (УИНП) и Национальной телекомпании Украины.
«День памяти, день капитуляции фашистской Германии. И традиционный символ, «георгиевская лента», за последние месяцы скомпрометирован бесповоротно. Нужно было что-то такое знаковое, что символизировало бы не праздник, которым война не может быть по определению, а память и скорбь», — написал на своей странице в соцсети «Фейсбук» гендиректор НТКУ Зураб АЛАСАНИЯ об истории создания символа.
«Идея возникла на совещании сотрудников института где-то месяц тому назад. Мы решили, что нужен какой-то украинский символ почтения памяти 9 мая в противовес абсолютно скомпрометированной георгиевской ленте. Украина должна отдать свою собственную независимую дань памяти погибшим в годы Второй мировой войны, — рассказывает «Дню» директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. — Следовательно, этот мак является сочетанием чего-то истинно украинского — а мак мы считаем украинским символом — и европейской традиции. Дальше мы поделились идеей с Зурабом Аласанией, и так она начала претворяться в жизнь».
Пан Владимир отмечает, что нужно понять, — «эта война была чрезвычайно важной в истории Украины, что украинский вклад в победу над нацизмом тоже был очень большим».
«Мы должны понимать, что современная российская пропаганда, а перед тем советская, этим праздником победы и разными своими символиками воспитывала советский патриотизм, а мы не можем на советском патриотизме воспитать украинских патриотов. Если мы хотим, чтобы у нас были украинские патриоты, мы должны их воспитывать на украинских традициях, на украинских символах. И один из таких символов — этот мак», — уверен историк.
По мнению Владимира Вятровича, сменить акценты, отмечая 9 Мая, — с праздника Победы советского народа на День почтения памяти — можно через очеловечивание.
«Мы должны говорить не о каком-то там макроуровне, что советский народ — победитель, а о конкретных людях, которые принимали участие в войне. Как раз когда мы спускаемся на индивидуальный уровень, там разрушаются эти стереотипы и мифы, созданные советской пропагандой. Там уже нет места культу войны, триумфам, парадам и тому подобное. Там видно, что мы говорим о войне, о страдании, и это трагедия, которая объединяет всех украинцев», — объясняет историк.
По его мнению, новый символ имеет все шансы успешно вытеснить «георгиевскую ленту», которая начала внедряться лишь в 2005 году. «Сейчас почему-то многие люди убеждены, что она имеет давнюю историю и касается Второй мировой войны, хотя в действительности это не так. Я убежден, в настоящее время есть запрос на новые символы в чествовании памяти погибших в годы Второй мировой войны, потому что эта георгиевская лента абсолютно скомпрометирована. Она стала символом диверсантов и террористов — под этими лентами теперь прячутся люди, которые убивают украинцев только из-за того, что они украинцы. Советская традиция искусственно поддерживала это советской пропагандой, а теперь — российской. А следом за этой пропагандой следует российская агрессия, опасность и терроризм...», — подытоживает он.
Графическое воплощение цветка для Украины разработала украинская студия дизайна 3Z, единственными основателями и сотрудниками которой являются Сергей Мишакин и Таня Борзунова. Перед дизайнерами была поставлена непростая задача — сделать лаконичный, но поражающий символ на основе красного мака. Результат могут увидеть все — это символ-аллюзия: и красный цветок, и рана от пули одновременно. Рядом с маком — надпись «Ніколи знову» и годы военного лихолетья: 1939—1945.
«Эта задача была для нас особенной. Мы должны были попробовать через этот символ перенести акцент с общего понятия победы к страданиям каждого участника войны. Это собственно то, что было основной задачей, — не победа одной империи над другой, а трагедия каждого человека во время войны, — рассказывает «Дню» графический дизайнер Сергей Мишакин о работе над символом. — Мак уже используется, например, в Великобритании еще со времен Первой мировой войны. А мы пошли немножко дальше — мы сделали его как рану. То есть, нам нужно было сделать символ символа. Мы хотели с помощью простых форм найти лаконичный символ — страшный, преисполнен боли и понятный каждому. Именно поэтому — «Ніколи знову». Это бессмысленная боль. Это не просто война, это смерть каждого конкретного человека. И нам важно было это показать и напомнить об этом. Особенно в настоящее время. Потому что сегодня мы на работе, а завтра — уже в каске и с оружием идем умирать. Нужно сделать все, чтобы такого не было». Он добавляет, что «мак — это всецело народный символ». «И цвета близки нам — наши традиционные вышивки — в красно-черных колерах. Это точно ближе нам, чем георгиевская лента», — подытоживает Сергей.
Почему мак? Этот цветок является символом памяти во многих странах мира. Сначала цветок был символом памяти жертв Первой мировой войны, а потом — жертв всех войн, в том числе и гражданских, начиная с 1914 года. Традиция прикалывать на одежду шелковые и бумажные красные маки и использовать эти цветы для чествования павших во время войн возникла благодаря стихотворению Джона МакКрея «На полях Фландрии» (1915), которая начинается словами: «На полях Фландрии между крестами / Качает ветер мак рядами...» Кстати, именно маком были усеяны места наибольших боев времен Первой мировой.
Для Украины символ мака — не чужд. Помимо остального, у нас он является символом сна и смерти. Кроме того, в фольклоре он символизирует казацкую кровь, пролитую за Украину. В христианской традиции мак также является символом невинно пролитой крови. Есть поверье, что цветы выросли из капель крови распятого Христа.
Ежегодно, отдавая дань памяти погибшим, в Европе 11 ноября (дата окончания Первой мировой войны) люди прикалывают на одежду бумажные маки. В Великобритании, например, проходит традиционная благотворительная акция (в этом году — уже в 93-й раз), и каждый желающий может получить такой мак в обмен на незначительные средства. Таким образом, на потребности британских военных удается собрать достаточно большие суммы. Чем еще не одна идея для Украины? Но прежде всего, идея мака — это первый шаг на пути к переосмыслению 9 мая, от советской символики к новой.
«Это — попытка найти какую-то семиотику и какую-то символологию, которая не совпадает с официальной советской, а теперь — с российской символикой, которая является достаточно сомнительным правопреемником советской. Идет речь о том, что иначе быть не может, что нужно искать другие символы, новые, — говорит историк, искусствовед и публицист Вадим Скуративский. — В этом году отмечание 9 мая в принципе выглядит очень странно и сомнительно в нынешнем контексте. Основная задача — не допустить провокаций, а не отметить эту дату. Хотя в целом нужно отмечать событие 8-го и 9-го мая — как исчезновение с политической карты мира одного тоталитарного сверхвеликана. И это имеет огромное значение. Следует праздновать не победу Сталина над Гитлером, а исчезновение Гитлера и всего того, что он символизировал, с политической карты мира. Понятно, что нужно отмечать этот день, но не в тех жанрах, в которых все это отмечается в России. Там 9 мая только становится поводом для новых милитаристско-империалистических «подвигов».
Для успеха инициативы нужно, чтобы она стала массовой. Чтобы ежегодно в мае на Украине миллионами «расцветали» маки памяти — на телеэкранах, на одежде украинцев, на полях.