Atlantico: По результатам проведенного в 2005 году исследования, на велосипедистов приходится всего лишь 17% черепно-мозговых травм при том что у пешеходов этот показатель составляет 26%, а у автомобилистов — 24%. Почему на велосипедисты уделяют такое большое внимание шлему в отличие от пешеходов и водителей? Известно ли, сколько несчастных случаев удалось предотвратить благодаря велосипедным шлемам?
Клод Ливан Суде: Внимание к велосипеду в первую очередь связано со значительным ростом популярности этого транспорта во многих городах. Иначе говоря, все больше горожан передвигаются на велосипедах, что создает определенные неудобства для некоторых людей. Сейчас велосипедисты и пешеходы отвоевывают все больше пространства, что вызывает затруднения в некоторых городских районах. Поэтому в ряде городов были введены дорожные пошлины или созданы зоны с ограниченным движением, которые оставляют больше места велосипедистам.
Сложно сказать, почему ношению шлема в машине не уделяют никакого внимания. Это в некотором роде напоминает случаи утопления, которые встречаются довольно часто, но мало обсуждаются. По последним данным, за рулем велосипеда погибли 155 человек, треть из них — в городе, а другая треть — за его чертой. Мне непонятно, с чем связано такое внимание к погибшим велосипедистам при том, что в обычной жизни других несчастных случаев со смертельным исходом бывает гораздо больше. По самым новым цифрам, число жертв несчастных случаев быту достигает 6 800 человек.
Если вернуться к примеру утонувших людей, которых не в пример больше, чем погибших велосипедистов, с учетом цифр нам следовало бы постоянно носить спасательный жилет. Но ведь плавание никак не относится к числу наших главных занятий, мы не плаваем на работе и в школе! Поэтому все разговоры о необходимости велосипедного шлема — это полнейшая глупость. У нас нет точных цифр по количеству несчастных случаев, которых позволило избежать его ношение. Одно можно утверждать совершенно точно: при скорости более 20 км/ч шлем становится неэффективным. До 20 км/ч он, вероятно, дает определеную защиту, но после все становится гораздо сложнее. Большинство столкновений случаются на скоростях более 20 км/ч, потому что все происходит за городом с людьми, которые занимаются велоспортом. В городе все обычно сводится к столкновениям с автомобилистами.
— Может ли велосипедный шлем провоцировать опасное поведение и тем самым быть фактором риска? Что вы об этом думаете?
— Я часто выступаю в школах, чтобы привлечь внимание велосипедистов к этим вопросам. Сегодня родители твердят детям, что им обязательно нужно носить шлем. Но молодежь относится к шлему как к геймпаду игровой приставки. Как только они надевают его, им кажется, что они неуязвимы. Я пытаюсь объяснить, что самое главное — это правильное поведение в городе, соблюдение правил. Заострение внимания на шлеме может быть чревато весьма опасными последствиями, потому что заставляет позабыть об образовательной стороне езды на велосипеде, соблюдении правил дорожного движения и норм поедения. Кроме того, это не лучшим образом воздействует и на автомобилистов, которые теряют бдительность, потому что считают шлем достаточной защитой.
— Вернемся к поведению автомобилистов: они обращают меньше внимания на велосипедистов в шлемах. В частности они сокращают дистанцию между велосипедом и машиной. Что вы можете об этом сказать?
— К проблеме нужно подойти с другой стороны. На самом деле, чем лучше автомобилисты будут понимать, какое место отводится в городе велосипедисам, тем меньше будет несчастных случаев. Сейчас целое поколение людей от 30 до 60 лет приыкло к поездкам на машине. Эти люди не могут представить себе поездку на каком-то другом транспорте и мало что знают о велосипедистах. Прежде всего, нужно рассказать им о проблематике велосипедистов.
— Говорят, что у велосипедных шлемов на самом деле неподходящая форма, что может привести к серьезным травмам и даже перелому шеи в случае падения. Правда ли это?
— В некоторых материалах на эту тему утверждается, что по-настоящему эффективный шлем весил бы около 5 килограммов. Но добиться этого невозможно, потому что такая нагрузка на позвоночник и шею велосипедиста была бы слишком большой. Кроме того, людям мало известно о том, как правильно пользоваться шлемом, сколько времени он служит, как следует расположить его на голове. С мотоциклистами таких проблем нет, потому что они прекрасно понимают, когда шлем уже не годится. Юные велосипедисты не знают, что со шлемом нельзя играть, и что его нужно снимать сразу же по окончанию поездки. Велосипедный шлем и так не дает особой защиты, а в случае повреждения носить его вообще бессмысленно.
Начать нужно с просветительских программ среди велосипедистов и автомобилистов. Шлем — это всего лишь простой способ переложить на что-то проблему безопасности велосипедистов. Число несчастных случаев не становится больше, в отличие от количества велосипедистов.
— Становится ли шлем препятствием для широкого использования велосипедов?
— Во всех странах, где ношение шлема обязательно, наблюдается спад использования велосипедов. Обязательство носить шлем в ситуациях помимо занятия спортом играет отрицательную роль, потому что становится ограничением. Необходимо объяснять людям правила поведения. И мы, кстати, движемся в этом направлении. В прошлом году в школе прошел день велосипедиста, а в этом году программа шла неделю. Было бы обидно, если бы шлем заставил людей вернуться к другим, менее безопасным видам транспорта.
Клод Ливан Суде (Claude Lievens Souday), вице-президент Федерации велосипедистов.