Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Велосипедный шлем — слабая защита

© Фото : Максим Коняев/агентство "PR+Sport"Велосипедисты в Воронеже проведут генеральную репетицию перед ОИ-2012
Велосипедисты в Воронеже проведут генеральную репетицию перед ОИ-2012
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя велосипед сейчас в моде, о велошлеме такого не скажешь. Многие ассоциации подчеркивают его важность, однако на самом деле его эффективность весьма относительна. Более того, он даже может стать причиной несчастных случаев, потому что создает ложное ощущение защищенности у велосипедистов и притупляет внимание водителей.

Atlantico: По результатам проведенного в 2005 году исследования, на велосипедистов приходится всего лишь 17% черепно-мозговых травм при том что у пешеходов этот показатель составляет 26%, а у автомобилистов — 24%. Почему на велосипедисты уделяют такое большое внимание шлему в отличие от пешеходов и водителей? Известно ли, сколько несчастных случаев удалось предотвратить благодаря велосипедным шлемам?

Клод Ливан Суде:
Внимание к велосипеду в первую очередь связано со значительным ростом популярности этого транспорта во многих городах. Иначе говоря, все больше горожан передвигаются на велосипедах, что создает определенные неудобства для некоторых людей. Сейчас велосипедисты и пешеходы отвоевывают все больше пространства, что вызывает затруднения в некоторых городских районах. Поэтому в ряде городов были введены дорожные пошлины или созданы зоны с ограниченным движением, которые оставляют больше места велосипедистам.

Сложно сказать, почему ношению шлема в машине не уделяют никакого внимания. Это в некотором роде напоминает случаи утопления, которые встречаются довольно часто, но мало обсуждаются. По последним данным, за рулем велосипеда погибли 155 человек, треть из них — в городе, а другая треть — за его чертой. Мне непонятно, с чем связано такое внимание к погибшим велосипедистам при том, что в обычной жизни других несчастных случаев со смертельным исходом бывает гораздо больше. По самым новым цифрам, число жертв несчастных случаев быту достигает 6 800 человек.

Если вернуться к примеру утонувших людей, которых не в пример больше, чем погибших велосипедистов, с учетом цифр нам следовало бы постоянно носить спасательный жилет. Но ведь плавание никак не относится к числу наших главных занятий, мы не плаваем на работе и в школе! Поэтому все разговоры о необходимости велосипедного шлема — это полнейшая глупость. У нас нет точных цифр по количеству несчастных случаев, которых позволило избежать его ношение. Одно можно утверждать совершенно точно: при скорости более 20 км/ч шлем становится неэффективным. До 20 км/ч он, вероятно, дает определеную защиту, но после все становится гораздо сложнее. Большинство столкновений случаются на скоростях более 20 км/ч, потому что все происходит за городом с людьми, которые занимаются велоспортом. В городе все обычно сводится к столкновениям с автомобилистами.

— Может ли велосипедный шлем провоцировать опасное поведение и тем самым быть фактором риска? Что вы об этом думаете?

Велосипедист


— Я часто выступаю в школах, чтобы привлечь внимание велосипедистов к этим вопросам. Сегодня родители твердят детям, что им обязательно нужно носить шлем. Но молодежь относится к шлему как к геймпаду игровой приставки. Как только они надевают его, им кажется, что они неуязвимы. Я пытаюсь объяснить, что самое главное — это правильное поведение в городе, соблюдение правил. Заострение внимания на шлеме может быть чревато весьма опасными последствиями, потому что заставляет позабыть об образовательной стороне езды на велосипеде, соблюдении правил дорожного движения и норм поедения. Кроме того, это не лучшим образом воздействует и на автомобилистов, которые теряют бдительность, потому что считают шлем достаточной защитой.

— Вернемся к поведению автомобилистов: они обращают меньше внимания на велосипедистов в шлемах. В частности они сокращают дистанцию между велосипедом и машиной. Что вы можете об этом сказать?


— К проблеме нужно подойти с другой стороны. На самом деле, чем лучше автомобилисты будут понимать, какое место отводится в городе велосипедисам, тем меньше будет несчастных случаев. Сейчас целое поколение людей от 30 до 60 лет приыкло к поездкам на машине. Эти люди не могут представить себе поездку на каком-то другом транспорте и мало что знают о велосипедистах. Прежде всего, нужно рассказать им о проблематике велосипедистов.

— Говорят, что у велосипедных шлемов на самом деле неподходящая форма, что может привести к серьезным травмам и даже перелому шеи в случае падения. Правда ли это?

— В некоторых материалах на эту тему утверждается, что по-настоящему эффективный шлем весил бы около 5 килограммов. Но добиться этого невозможно, потому что такая нагрузка на позвоночник и шею велосипедиста была бы слишком большой. Кроме того, людям мало известно о том, как правильно пользоваться шлемом, сколько времени он служит, как следует расположить его на голове. С мотоциклистами таких проблем нет, потому что они прекрасно понимают, когда шлем уже не годится. Юные велосипедисты не знают, что со шлемом нельзя играть, и что его нужно снимать сразу же по окончанию поездки. Велосипедный шлем и так не дает особой защиты, а в случае повреждения носить его вообще бессмысленно.

Начать нужно с просветительских программ среди велосипедистов и автомобилистов. Шлем — это всего лишь простой способ переложить на что-то проблему безопасности велосипедистов. Число несчастных случаев не становится больше, в отличие от количества велосипедистов.

— Становится ли шлем препятствием для широкого использования велосипедов?

— Во всех странах, где ношение шлема обязательно, наблюдается спад использования велосипедов. Обязательство носить шлем в ситуациях помимо занятия спортом играет отрицательную роль, потому что становится ограничением. Необходимо объяснять людям правила поведения. И мы, кстати, движемся в этом направлении. В прошлом году в школе прошел день велосипедиста, а в этом году программа шла неделю. Было бы обидно, если бы шлем заставил людей вернуться к другим, менее безопасным видам транспорта.

Клод Ливан Суде (Claude Lievens Souday), вице-президент Федерации велосипедистов.