Россия сохранит военное давление у европейских границ даже в случае быстрого урегулирования украинского кризиса. Такое мнение утвердилось в НАТО и французских военных кругах после коренной смены стратегии, которую ознаменовала собой мартовская аннексия Крыма Москвой. Нынешний кризис — это «оценка восстановленной военной мощи России», как утверждает французский источник в Брюсселе.
Несмотря на воцарившуюся на востоке Украины анархию, западные эксперты считают, что Владимир Путин все же сохраняет контроль над ситуацией. Кроме того, по их оценкам, президент России в силу экономического прагматизма не стремится к дальнейшей вооруженной эскалации. Если, конечно, добьется «федерализации» страны.
Путин «не тронет зону ЕС-НАТО, если мы не тронем Украину и Белоруссию», — уверен военный источник в Париже.
Психологические акции
Что бы ни случилось в ближайшие дни, у отношений в сфере безопасности появятся новые очертания. Нынешний кризис привел НАТО в движение. Дело в том, что, по мнению экспертов, аннексия Крыма и воздействие на Украину (особенно на фоне военной агрессии против Грузии в 2008 году) прекрасно иллюстрируют новую доктрину, которая в том числе содержит в себе план модернизации армии до 2020 года.
«Россия поставила идею влияния в самый центр своего операционного планирования», — отмечает Янис Берзиньш из Центра безопасности и стратегических исследований Академии национальной обороны Латвии. По его словам, эта новая форма войны отличается от военной кампании в классическом ее понимании, несмотря на сохраняющуюся доступность традиционных армейских средств. «Российское восприятие современной войны отталкивается от представления о том, что главное поле битвы находится в головах людей. Поэтому в войнах нового поколения ключевую роль играют информация и психологические акции». Цель заключается в «сокращении использования тяжелых средств до необходимого минимума».
«Это новое восприятие соотношения сил, — добавляет один французский генерал. — Все делается без предупреждения и небольшими отрядами, чтобы не спровоцировать в ответ применение традиционных армейских средств, но в то же время поддерживать серьезное давление». Об этом свидетельствуют испытания межконтинентальных баллистических ракет в марте и апреле и демонстрация ядерных сил на параде в Москве 9 мая, в котором приняли участие ракетные комплексы С-400 и «Тополь-М».
Небольшие подвижные подразделения
Российские силы расположены в два ряда: 40 000 человек в 100 километрах от украинской границы и 15 000 человек всего в 10 километрах. Истребители ни разу не нарушили воздушное пространство страны, но неоднократно двигались вдоль него. В НАТО не было зарегистрировано никаких движений у других восточных границ альянса. Тем не менее, Путин все же отправил десантный батальон в Калининград после заявления Вашингтона о развертывании четырех рот американских солдат в Польше и Прибалтике.
«Российские вооруженные силы были переформированы вокруг менее крупных, но более подвижных подразделений», — отметил 8 апреля во время выступления в американском Конгрессе ответственный за планирование операций в генштабе адмирал Фрэнк Пандольф. Высокая общая оперативность, хорошо подготовленные элитные отряды, сформированное после войны в Грузии объединенное командование, применение кибероружия — эксперты отметили все эти факты.
По их словам, новая «бесконтактная» война на Украине стала свидетельством вновь обретенного единства и дисциплины. Российские подразделения находятся под постоянным давлением в рамках масштабных учений, а операция в Крыму была начата по логике именно этой доктрины. «Учения преследуют сразу две цели: улучшить подготовку подразделений и создать неясность вокруг их направления на наступательные операции», — подчеркнул генерал Пандольф. «Россия нарушает договоренности об обычных вооруженных силах в Европе», говорит один французский военный, но как ей ответить?
НАТО, которое сейчас находится под постоянным давлением со стороны новых членов из Восточной Европы, должно пересмотреть отношения с Россией в свете гарантий коллективной безопасности. Кроме того, вряд ли получится оставить без изменений и организацию альянса. Хотя совокупный бюджет всех европейских армий (190 миллиардов евро) втрое больше российского, а их личный состав достигает 1,5 миллиона солдат, они распылили силы и стали неэффективными: в операциях задействовано всего 50 000 военных. «Путину все это прекрасно известно», — беспокоится польский дипломатический источник.
Разногласия в Евросоюзе
Армейские штабы взбудоражены в свизи с приближением намеченного на сентябрь саммита НАТО, на котором должно быть принято решение о расширении доступных военных ресурсов. Тем не менее, разногласия между членами Европейского Союза дают о себе знать. Хотя поляки и прибалты требуют присутствия все новых американских сил, французы и немцы выступают за сохранение сотрудничества, в том числе и в военной сфере. По мнению Парижа, соглашение России и НАТО по-прежнему в силе, а если здесь и есть какие-то нарушения, они должны исходить только от Владимира Путина. Тот в любом случае остается партнером, в том числе по борьбе с терроризмом.
Что касается оружейных контрактов с новой российской армией, «тут много театра, но о реальном прекращении сотрудничества речи не идет, потому что у нас нет возможности отказаться от взятых на себя обязательств в области ракет, бронетехники и ПВО», — уверен один французский эксперт.
В настоящий момент никто не собирается отказываться от поставки десантных кораблей «Мистраль», хотя Парижу, вероятно, потребуются новые гарантии, чтобы его союзникам было легче проглотить горькую пилюлю. Но после отправки самолета-радара в Румынию и Rafale в Польшу это может обойтись ему ощутимо дороже.
Возможности НАТО
Сегодня возникают вопросы насчет системы предупреждения НАТО. США и Великобритания выступают за формирование постоянных сил под началом верховного главнокомандующего войсками альянса в Европе генерала Филипа Бридлава. Польша и Прибалтика должны создать для этого специальный батальон. Нынешние «силы реагирования» с их задержкой в 5-30 дней будут сохранены в символических целях.
Еще один важный момент — командование НАТО. Ему стабильно не хватает сотрудников. Париж, нужно сказать, проявляет себя здесь не лучшим образом и выполняет офицерскую квоту всего на 70%. Союзники из Восточной Европы требуют создания военно-воздушных баз и постоянного присутствия американских сил. В настоящий момент рассматривается возможность создания военных складов. Тем не менее, США хотят, чтобы европейцы взяли на себя более активную роль. Если завтра Болгарии и Румынии по их просьбе все же будут предоставлены планы активной защиты, кто расплатится за их реализацию?
Консенсуса нет даже в таком вопросе, как учения. Часть двусторонних учений, которые намереваются провести США этим летом, получит натовский ярлык. В Париже все это воспринимают скептически: «Не будем же мы давать флаг НАТО украинскому батальону, который собирается стрелять по пророссийским активистам».