Десять лет тому назад, восемь стран с бывшего Советского блока, вместе с островными государствами Мальта и Кипр, вступили в Европейский Союз, тем самым увеличив количество членов ЕС с 15 до 25 стран. В то время было опасение, что восточное расширение создаст напряжение в ЕС потому, что новые члены из Центральной и Восточной Европы были бедными, и некоторые имели большие сельскохозяйственные сектора. Многие волновались, что это расширение отяготило бы бюджет потому, что ЕС тратит большие средства в основном на бедные регионы и сельское хозяйство.
В конце концов, эта проблема была решена типичным европейским компромиссом, который позволил продолжить расширение, даже если бюджет был пониженным в пропорции с европейским ВВП. На сегодняшний день проблема сельского хозяйства практически исчезла с повестки дня ЕС как главная тема. Более того, под Многолетней Финансовой Структурой ЕС подразумевает, что ответ на вопрос, кто кому будет платить, должен подниматься только раз в семь лет.
Целью экономической интеграции, строго говоря, является повышение роста ВВП и улучшение уровня жизни. Если судить с этой точки зрения, то расширение было успешным. Присоединившиеся страны значительно улучшили свое благосостояние за последнее десятилетие.
В середине 1990х годов ВВП на душу населения многих переходящих стран составлял где-то от четверти до трети бывшего ЕС-15 (в условиях паритета покупательных способностей). Часть этого разрыва уже была преодолена, когда новые государства-члены, наконец, вступили в ЕС, но процесс вхождения в ЕС продолжался даже во время финансового кризиса.
Доход новых стран-членов ЕС достиг почти двух третей уровня ЕС-15. Более того, самые бедные новые члены ЕС достигли более высокого уровня (в сравнении с самыми бедными членами ЕС-15 - такими, как Португалия и Греция, в которых сегодня уровень дохода равен уровню 1990х годов). Вот почему мигранты из восточных стран-членов ЕС, ищущие работу, не представляют опасности для рынков труда богатых стран ЕС 15.
Тот факт, что новые члены при присоединении были такими бедными, что являлись сначала источником тревоги для стран ЕС 15, в итоге оказался источником экономической выгоды для обеих сторон, так как фирмы ЕС-15 (особенно немецкие компании) смогли перераспределить трудоемкие задачи. Они выиграли с точки зрения глобального соперничества, в то время как целевые страны получили столь необходимые прямые инвестиции, работу и новые знания. В чисто экономической терминологии расширение было очевидно взаимовыгодным предложением.
Конечно, другие аспекты расширения сработали хуже. Большая часть помощи, пришедшей новым государствам-членам из бюджета ЕС, была использована в престижных проектах, которые обогащали местные строительные компании. И хотя эта проблема не специфична для новых государств-членов ЕС - то же самое происходит в таких странах, как Италия или Греция, с их медленными и неэффективными административными системами, и обширной коррупцией - это стало очевиднее в процессе расширения. На самом деле многие из восточных членов ЕС до сих пор имеют более низкое общественное управление, чем основные страны ЕС.
Поэтому расширение должно рассматриваться как квалификационный успех. Одним из самых больших опасений было именно то, что учреждения ЕС могли быть потрясены одновременным поглощением десяти новых членов, но этот страх был безоснователен. Новые государства-члены плавно интегрировались в учреждения ЕС и защищают свои национальные интересы на том же уровне, что и старые члены ЕС. Сложности, которые испытывал ЕС в прошлом, ничтожны по сравнению с тем, что союз имеет сейчас в связи с увеличением количества государств-членов в количестве 28 стран.
Самым важным последствием восточного расширения ЕС оказалось то, чего многие не ожидали: сближение Союза с Россией. И для той России, которая стала авторитарной и увидела, как ЕС может превратить переходные страны в более процветающее (хотя и несовершенные) демократии, Европа оказалась на расстоянии вытянутой руки. Перспектива относительного процветания и свободы оказались настолько привлекательными для народа Украины, что они свергли президента, который предпочел "Евразийский Союз" во главе с Россией соглашению с ЕС.
К сожалению, значительное меньшинство в восточной Украине поддерживает это "Европейское призвание" и чувствует себя под угрозой после недавних событий. Россия поддерживает эти тенденции и использует военное влияние и другие авторитарные методы, чтобы накалять обстановку, несмотря на то, что нынешний режим является настоящим пугалом по сравнению с тем, какой процветающей и демократической могла бы стать "Европейская" Украина.
Итак, после десяти лет расширение не оправдало ожиданий. Внутренние проблемы оказались управляемыми, но сейчас ЕС должен противостоять внешним проблемам, к которым оказался не подготовлен. Мы не будем ждать еще десятилетие, чтоб узнать, сможет ли ЕС помочь стабилизировать Украину во время ее противостояния с Россией, чье руководство представляет угрозу ее основным ценностям демократии и верховенства закона.