Из всех трех остановок в поездке Франсуа Олланда по Кавказу визит в Грузию, без сомнения, оказался самым деликатным. Прежде всего, военный конфликт Москвы и Тбилиси 2008 года до сих пор не забыт. Далее, Грузия в отличие от Армении и Украины все же вступила в программу восточного партнерства. На саммите в Вильнюсе в декабре прошлого года власти страны парафировали соглашение об ассоциации с ЕС (Россия считает, что оно создает конкуренцию для ее политических планов в регионе), которое должно быть подписано уже в будущем месяце. Таким образом, визит главы европейского государства в Тбилиси выглядит в высшей степени символично на фоне украинского кризиса, особенно если учесть, что речь идет о президенте Франции.
Во время войны в августе 2008 года Николя Саркози выступил в роли посредника, а Франция в тот момент занимала кресло председателя ЕС. Президенту удалось добиться прекращения огня и подписания соглашения между Владимиром Путиным и Михаилом Саакашвили. В Грузии некоторые полагают, что инициатива Николя Саркози остановила продвижение российских войск по территории страны. Однако впоследствии Париж к огромному разочарованию грузин продал свои боевые корабли «Мистраль» российской армии.
Визит открытости
Президент Саакашвили уступил место новой власти, чья политика примирения по отношению к России пока что практически не принесла плодов. А условия договора о прекращении огня, который предусматривал вывод российских войск из Южной Осетии и Абхазии, так и не были выполнены. Как бы то ни было, Париж и Тбилиси сохранили прочные связи. В Елисейском дворце отмечают «смелую позицию» Грузии, которая твердо придерживается европейского выбора и выделяет солдат для операций в Центральной Африке.
Однако те, кто возлагал большие надежды на Париж, могут испытать разочарование. Да, Франсуа Олланд напомнил о французской поддержке территориальной целостности и суверенитета государств. Но он не пойдет дальше за две недели до президентских выборов на Украине. Франсуа Олланд стремится к наилучшему проведению выборов 25 мая и не хочет отравлять отношения с Россией в нынешних чрезвычайно сложных условиях. Поэтому грузинский этап его поездки проходит под знаком осторожности. «Это не визит борьбы в регионе, а визит открытости», — подчеркивают в Елисейском дворце. Хотя Франция приветствует сближение Грузии с Европейским Союзом, она не хочет, чтобы Тбилиси оказался перед выбором между Западом и Москвой. «Мы поддерживаем курс Грузии, который заключается в примирении с Россией с одновременным укреплением отношений с ЕС, — говорит один французский дипломат. — Грузия должна сама свободно принимать решения в своей внешней политике».
Кроме того, Франция пока что намеревается дистанцироваться от вопроса интеграции Грузии в НАТО. Он рассматривался на саммите Североатлантического альянса в Бухаресте в 2008 году, но затем был заморожен, хотя и остается в числе приоритетных задач для Тбилиси. Вашингтон недавно охладил пыл грузинской стороны, выразив сомнения на этот счет. Париж, для которого главное сейчас — добиться снижения напряженности на Украине и вернуть Владимира Путина на путь дипломатии, придерживается аналогичной позиции.