Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американские системы вооружений, которых должен бояться Китай

Пекин усиливает свою военную мощь, однако Вашингтон до сих пор сохраняет преимущества, делающие Америку достойной звания сверхдержавы.

© РИА Новости Валерий ЯрмоленкоВзлет американского истребителя пятого поколения РАПТОР – F22
Взлет американского истребителя пятого поколения РАПТОР – F22
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе я рассказывал на страницах этого издания о пяти китайских системах вооружений, которых больше всего опасается Вашингтон. Некоторые из них, такие как десантный корабль проекта 071 и китайское кибернетическое оружие, были незнакомы многим читателям. На этой неделе мы перевернем страницу и обсудим пять американских систем вооружений, которых больше всего должен бояться Китай.

На прошлой неделе я рассказывал на страницах этого издания о пяти китайских системах вооружений, которых больше всего опасается Вашингтон. Некоторые из них, такие как десантный корабль проекта 071 и китайское кибернетическое оружие, были незнакомы многим читателям. На этой неделе мы перевернем страницу и обсудим пять американских систем вооружений, которых больше всего должен бояться Китай.

Будучи сверхдержавой, Соединенные Штаты Америки на протяжении десятилетий содержат внушительные и передовые в техническом отношении вооруженные силы. Хотя те китайские системы вооружений, о которых мы рассказывали на прошлой неделе, создавались для войны с США, обсуждаемое сегодня оружие не предназначалось изначально для борьбы с Китаем. На самом деле, многие из этих систем проектировались и создавались в годы холодной войны и появились раньше того, как в Китае начался военный подъем.

Здесь важно отметить, что шансы на возникновение войны между Соединенными Штатами и Китаем ничтожны. У обеих стран слишком много стимулов для сохранения статус-кво и крепких экономических связей (с товарооборотом в районе 500 миллиардов долларов), и кроме того, они поддерживают пусть весьма натянутые, но тем не менее, теплые дипломатические отношения. Война станет политической, экономической и военной катастрофой для обеих сторон.

Авианосцы класса «Форд»

После окончания Второй мировой войны авианосец стал символом американской военной мощи, проецируемой за рубежом. Водоизмещение у американских авианосцев обычно составляет до 100000 тонн с полной загрузкой. Авиационное крыло самолетов палубной авиации обычно включает в свой состав четыре эскадрильи истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков F/A-18C Hornet или F/A-18 E/F Super Hornet (в целом до 52 машин), четыре или пять самолетов РЭБ EA-6B Prowler или EA-18G Growler, примерно дюжину вертолетов MH-60 Seahawks и пару палубных транспортных машин C-2 Greyhound.

«Форд» — это новейший американский авианосный корабль (первый авианосец должен войти в состав флота в 2016 году), которого Китай боится больше всего. Состав палубной авиации этого авианосца позволяет ему выполнять широкий круг боевых задач, таких как достижение превосходства в воздухе, наземные наступления, противокорабельная и противолодочная борьба. Современные авианосцы не только представляют опасность для китайских ВМС и ВВС, находящихся вдали от своей территории, но и могут наносить удары непосредственно по Китаю.

Такие авианосцы как «Форд» это также наглядное напоминание о техническом отставании Китая. От ядерных реакторов и электромагнитных катапульт для запуска самолетов в воздух до интегрированных систем ПВО американские авианосцы являются витриной новых технологий, которые Китаю пока недоступны. Прошлым летом, когда Китай с гордостью вручал своим первым пилотам палубной авиации и палубной команде удостоверения, дающие им право служить на авианосце «Ляонин», это историческое событие омрачила новость о том, что американский беспилотный летательный аппарат X-47B впервые совершил посадку на авианосце «Джордж Буш».

Для Китая американские авианосцы являются символом посягательства США на китайскую сферу влияния. В 1996 году в ответ на пуски китайских ракет возле берегов Тайваня авианосные ударные группы «Нимиц» и «Индепенденс» были отправлены в Тайваньский пролив. Китайские военные никак не могли воспрепятствовать проходу авианосцев по этому проливу. Такое унижение очень сильно повлияло на образ мыслей китайцев и наверняка послужило мощным стимулом для создания такой системы как противокорабельная баллистическая ракета DF-21D.

Истребитель F-22 Raptor

F-22 Raptor в настоящее время является единственным действующим истребителем пятого поколения в мире. Этот малозаметный одноместный самолет, способный наносить удары по наземным целям, вести разведку и радиоэлектронную борьбу, может летать на скорости 1,82 Маха (почти 2000 километров в час) без форсажной камеры. На борту F-22 имеется до двух зенитных ракет малой дальности AIM-9X и шесть зенитных ракет средней дальности AIM-120, когда он выполняет функции истребителя. В роли штурмовика он может нести на борту высокоточное оружие класса «воздух-земля».

Китай боится F-22, потому что ничего подобного в китайском арсенале нет. В обозримом будущем F-22 будет удерживать господство в воздухе, куда бы его ни послали. Имеющиеся у Китая истребители, такие как отечественный J-10 и различные модификации Су-27 (J-11, J-16, Су-30MKK) не обладают характеристиками малозаметности, а в воздушном бою за пределами прямой видимости у F-22 имеются преимущества перед ними.

В ходе реальной войны F-22 Raptor может нанести серьезный урон ВВС НОАК, лишив их авиации поддержки, которая позволяет китайским истребителям и бомбардировщикам покрывать большие расстояния. F-22 может уходить от находящихся на боевом дежурстве китайских патрульных самолетов и вступать в бой с машинами дальнего радиолокационного обнаружения, такими как KJ-2000, и дозаправщиками Xian H-6. Поэтому у китайских самолетов, лишившихся возможностей для дозаправки в воздухе, зона дальнего обнаружения будет ограничена наземными РЛС.

Возможности F-22 как штурмовика и самолета РЭБ также создают проблемы для ВВС Китая. Поскольку этот самолет способен уходить от радаров на пути к наземным целям для нанесения бомбовых ударов, он наверняка сможет преодолевать китайскую систему ПВО. Комплекс приборов обнаружения F-22 дает ему возможность незаметно собирать разведывательные данные о противнике по радиосигналам и излучениям РЛС, а противник при этом будет в неведении о его местонахождении. Такая возможность может пригодиться и в мирное время при ведении разведки и сборе разведывательных сведений.

Китай создает истребитель пятого поколения, чтобы противопоставить его F-22. J-20, перспективы разработки которого неопределенны, может стать истребителем для борьбы с F-22. J-31 это еще одна разработка пятого поколения. Опытные образцы обоих самолетов в настоящее время летают, но пройдет не менее десяти лет, прежде чем их можно будет принимать на вооружение. А до этого момента Китай будет не защищен от F-22, и он ничего не сможет с этим поделать.

Подводная лодка класса «Вирджиния»

Ударная подводная лодка класса «Вирджиния» это самая современная атомная субмарина в мире. Первая лодка этого типа вошла в состав флота в 2004 году. Водоизмещение субмарины 7800 тонн, она имеет атомную силовую установку типа S9G, что дает ей неограниченную дальность хода. Такие подводные лодки могут не только атаковать корабли и субмарины противника, но и осуществлять пуски крылатых ракет, выступать в качестве носителя для беспилотных подводных аппаратов, оказывать поддержку силам специального назначения ВМС и вести разведку.

Подводная лодка имеет четыре торпедных аппарата для пуска управляемых торпед Mk.48 и противокорабельных ракет Harpoon. Кроме торпедных аппаратов, у «Вирджинии» имеется 12 вертикальных пусковых установок крылатых ракет большой дальности «Томагавк» для нанесения ударов по наземным целям. Субмарина может также доставлять к месту проведения операций боевых пловцов из подразделений «морских котиков».

Китай опасается субмарин класса «Вирджиния», потому что не имеет опыта борьбы с подводными лодками, да и возможностей для этого у него явно недостаточно. Ни одна из китайских подводных лодок, включая атомные «Шань» и дизель-электрические «Юань», не идут ни в какое сравнение с классом «Вирджиния» по приборам обнаружения, характеристикам малозаметности и вооружению. Поэтому в подводной дуэли они окажутся в весьма невыгодном положении. У Китая имеется примерно три патрульных самолета морской авиации того же класса, что западный P-3C Orion. В отличие от него, у Японии примерно 100 «Орионов», и она считает противолодочную борьбу настолько важным компонентом современной войны, что разрабатывает собственный самолет на замену устаревшему «Ориону».

У большей части китайского надводного флота, если не у всех кораблей, включая авианосец «Ляонин», имеется противолодочное оружие. Но качество этого оружия неизвестно, и многие системы, такие как противолодочные торпеды, являются копиями устаревших западных и советских образцов. Китай в настоящее время работает над совершенствованием своих средств противолодочной борьбы, и среди прочего, создает до 20 фрегатов серии 054А, которые оснащены современными системами гидролокации, противолодочными бомбометами, торпедами и вертолетами для борьбы с подводными лодками. Ходят слухи, что в настоящее время идет строительство противолодочного варианта корвета проекта 056, оснащенного современной буксируемой гидроакустической антенной решеткой. Пекин также напряженно работает над созданием океанской донной системы слежения.

В настоящее время в составе флота имеется 11 подводных лодок класса «Вирджиния». Всего же планируется закупить как минимум 30 субмарин. Класс «Вирджиния» представляет собой исключительное средство морской войны с исключительно уязвимым флотом. В будущем конфликте с Китаем подводные лодки класса «Вирджиния» будут иметь большие преимущества.

B-2 Spirit


Один из самых узнаваемых в мире самолетов бомбардировщик B-2 Spirit, созданный по аэродинамической схеме «летающее крыло», также является одним из самых смертоносных. Изначально его проектировали как стратегический ядерный бомбардировщик, но в конце холодной войны он был модифицирован и стал обычным бомбардировщиком. B-2 способен преодолевать вражескую систему ПВО, может пролететь без дозаправки 10 000 километров и несет боевую нагрузку до 40 тонн бомб спутникового наведения. Все это делает его, пожалуй, самым смертоносным оружием в мире.

B-2 страшен тем, что его невозможно обнаружить, а сам он может долететь до любой цели на территории Китая. Самолет может взлететь с военно-воздушной базы Андерсен на острове Гуам и нанести удар по целям от Синьцзяна до Шанхая. Если Соединенные Штаты и Китай начнут войну в западной части Тихого океана, КНР может подвергнуться удару в любой точке в пределах своих границ.

А это имеет далеко идущие последствия. В опасности окажутся буквально все районы Китая. Любая авиабаза, любой склад боеприпасов, железнодорожная станция, электростанция или порт могут подвергнуться нападению. Китаю придется оборонять очень обширное воздушное пространство, а это приведет к чрезмерному рассредоточению его истребительной авиации из 296 Су-27 и Су-35. И даже в этом случае обнаружение и перехват отнюдь не будут гарантированы.

В-2 это еще один комплекс вооружений, демонстрирующий, какими многочисленными преимуществами обладают США. В любом гипотетическом конфликте с Соединенными Штатами Китай не может и надеяться на нанесение удара по континентальной части США каким бы то ни было оружием, кроме ядерного и кибернетического. У В-2 нет аналогов в китайском арсенале, хотя справедливости ради надо сказать, что стратегические бомбардировщики никогда не были для Китая приоритетом. Ходят слухи, что Китай проектирует бомбардировщик с технологией «стелс», но пока ничего вещественного он не представил.

В отличие от других систем вооружений из этого списка, бомбардировщик В-2 уже атаковал китайскую территорию, причем вполне реально. Название В-2 в Китае на слуху, потому что в 1999 году во время натовских бомбардировок Югославии он по ошибке нанес удар по китайскому посольству в Белграде. Тогда погибли трое граждан КНР, а 20 получили ранения. Китайское правительство назвало это «варварской акцией». Эта бомбардировка негативно отразилась на американо-китайских отношениях и вызвала значительный рост антиамериканских настроений в Китае.

F-35 Lightning II

F-35 Lightning II это американский истребитель-бомбардировщик нового поколения, предназначенный на замену имеющимся самолетам, таким как F-16, F/A-18C и A-10. Его серьезно критиковали за превышение сметы и отставание от графика, и история его разработки оказалась весьма непростой. Но если F-35 действительно продемонстрирует свои разрекламированные возможности, это будет очень внушительный и грозный самолет.

Проблемой для Пекина станет само количество F-35. Хотя все программы американских ВВС по созданию истребителей пятого поколения чрезвычайно дороги и ведут к старению истребительной авиации, истребители, у которых в полном составе будет использована технология малозаметности, очень усложнят жизнь вероятному противнику.

F-35 усугубит китайские трудности, связанные с малозаметностью. В будущем конфликте Китаю наверняка будут противостоять самолеты F-22 Raptor, базирующиеся на Окинаве на авиабазе Кадена. Истребители F-16C американских ВВС на авиабазе Мисава в северной части Японии скорее всего заменят на самолеты F-35A. У F-35 больше дальность, чем у F-16, а это значит, что истребители с Мисавы теоретически смогут наносить удары по материковой части Китая, действуя вне зоны поражения китайской ПВО. Еще хуже для Китая то, что на F-35 будут летать и другие его вероятные противники, такие как Австралия.

Китаю придется оптимизировать всю свою систему ПВО, от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения до ракет, прикрывающих авианосцы от переносных комплексов, чтобы она могла успешно противостоять самолетам «стелс». К такой угрозе в полной мере не готовы даже Соединенные Штаты. Хотя такие машины как F-35 исключительно дороги, если у США все ВВС будут укомплектованы самолетами «стелс», противнику придется вкладывать огромные средства в модернизацию своей ПВО.

И наконец, подобно F-22 Raptor, F-35 оснащен современным комплексом разведывательной аппаратуры, которая усиливает возможности по ведению наблюдения, сбору разведывательных данных и радиоэлектронной борьбе. Электронно-оптическая система с распределенной апертурой AN/AAQ-37 позволяет выявлять пуски баллистических ракет на дальности до 1300 километров и отслеживать другие цели, а многофункциональная РЛС APG-81 может составлять карту местности и наносить на нее находящиеся на земле войска противника. Такие возможности будут полезны не только в военное, но и в мирное время.

Кайл Мизоками живет в Сан-Франциско и периодически пишет для The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и The Daily Beast. В 2009 году он стал соучредителем блога по вопросам обороны и безопасности Japan Security Watch.