Еще несколько лет тому назад действия России в отношении Украины и Крыма вряд ли оказали бы прямое влияние на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но теперь все изменилось.
Ирония состоит в том, что если фактор географической удаленности в современной политике уже не играет прежней роли, геополитический фактор по-прежнему весьма важен. Президент США Барак Обама совершил вояж по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, надеясь убедить своих партнеров в том, что Америка, как и прежде, готова защищать их от роста китайского влияния.
Перенесение «центра тяжести» американской внешней политики с Ближнего Востока (включая Ирак и Афганистан) в Азию стало одним из девизов Обамы. И если бы нынешний вояж Обамы состоялся лет пять тому назад, его встречали бы как героя. Но сегодня американский лидер многим представляется как слабый политик, чей рейтинг в самой Америке бьет отрицательные рекорды непопулярности.
Идея создания трансокеанского альянса 12 государств с сомнением воспринимается как в Токио, так и в самом Вашингтоне. Более того, как отметил президент влиятельного Совета по международным отношениям Ричард Хаас, в странах Азии задаются вопросом о том, способны ли США и дальше играть лидирующую роль на мировой арене.
В то время как Америка стремится создать направленный против Китая транс-тихоокеанский альянс, Пекин наращивает свою военно-морскую и ядерную мощь, чтобы лишить США традиционного стратегического преимущества в глазах соседей по региону.
И на этом фоне Запад теряет Крым, Украина погружается в нестабильность, а между Россией и Западом возникает конфронтация. На самом деле Россия, а не Запад поворачивается лицом к Азии. Рост торгового и политического сотрудничества между Россией и Китаем, укрепление взаимодействия в СБ ООН и совместное планирование скоординированного давления на США, - таков путь вызова, которое Москва и Пекин бросают гегемонии Вашингтона.
Тем временем Пекин проводит свой самостоятельный курс на повышение влияния в регионе и в мире. И внимательно следит за событиями на Украине. Китайцы понимают, что Запад мало чем способен отреагировать на происходящее на Украине: угрозы сменяются ожиданием и оказываются пустыми, либо же сводятся к минимальным символическим действиям. Для Китая американская реакция на украинский кризис стала частью «уравнения» в принятии решений о балансе отношений с Москвой и с Вашингтоном. То есть, перемены в российско-американских отношениях напрямую изменяют расклад сил в стратегическом треугольнике Россия-Китай-США.
Украина стала своего рода моделью: Китай и сам стремится к расширению сферы своего влияния среди соседей, так что вопрос о преимуществах и издержках становится ключевым. За примерами далеко ходить не надо: Китай уже поднял ставки в конфликте с Японией из-за островов Сенкаку в Южно-Китайском море, а его претензии на шельф в 200-мильной эксклюзивной морской зоне Филиппин вызвал напряженность в отношениях также и с этой страной. Китайско-японские отношения достигли своей низшей точки: новый японский премьер Синдзо Абэ за полтора года пребывания на посту даже ни разу не встретился с китайским лидером Си Цзиньпином.
А американское стремление нарастить взаимодействие со странами Азии Китай, естественно, воспринимает как недружественный курс. Иными словами, США пытаются возродить послевоенную «стратегию сдерживания», только на этот раз – против Китая, а не СССР. Но слабость, демонстрируемая Обамой в связи с событиями на Украине, едва ли позволяет всерьез верить его заявлениям, за которыми не следует практически ничего, кроме новых заявлений.
В Пекине начинают всерьез задумываться над стратегически важным вопросом о том, станут или нет США всерьез поддерживать Японию в случае военного конфликта. Так события на Украине уже сегодня оказывают влияние на мировую политику, которое будет ощущаться долгие годы.