В США лагеря больше не делятся по привычной схеме. Теперь деление происходит по принципу сторонников и противников Владимира Путина.
Вряд ли можно найти более разных людей, чем те, о которых здесь пойдет речь. Леон Уисельтир (Leon Wieseltier), редактор отдела культуры в леволиберальной газете The New Republic. Высокий мужчина с огромной седой шевелюрой, издалека больше похожий на льва. Его родители пережили Холокост в Польше, он вырос в Бруклине. В своих газетных статьях, а также в выдающейся книге «Кадиш» он цитирует Кафку, Маймонида, Платона и Исайю Берлина с такой же естественностью, как сейчас это делают с представителями поп-культуры.
Когда Барак Обама в 2008 году стал первым чернокожим президентом, Уисельтир написал об этом со слезами на глазах в своей колонке. Тот, кто называет этого человека интеллигентом, левым, идеалистом, тот вряд ли ошибается.
Джон Болтон (John Bolton) – совсем другая история. Седые волосы, густые усы, коренастая фигура. Внешне он похож рабочего. Болтон родом из небогатой семьи из Мэриленда. Его отец был пожарным, мать – домохозяйкой. Он сумел подняться. Болтон – консерватор. Он является членом правого американского института предпринимательства American Enterprise Institute, при Рональде Рейгане он работал в министерстве юстиции, был членом команды Джорджа Буша-младшего, который в 1995 году назначил его послом США в ООН. Тогда разразился скандал, ведь Болтон не скрывал своего пренебрежения по отношению к организации. Сторонник жесткого курса. Но сегодня и он, и Уисельтир придерживаются одного мнения, когда речь идет о Путине и внешней политике президента.
Уисельтир в своей колонке пишет об «утомительном футуризме» Обамы. Проблема в том, что президент чувствует давление истории. Поэтому его правительство отдает на волю судьбы один народ за другим, среди них и украинцы. «Нетерпение Обамы по отношению к истории сделало его терпимым по отношению к злу». Уисельтир пишет: «Единственная страна, которая была притеснена американской политикой – это Америка». Он называет Обаму «эпигоном Генри Киссинджера» и заключает с удивлением: «Наши союзники не доверяют нам. Наши враги не боятся нас». Болтон пишет статью в консервативном издании Weekly Standard под заголовком «НАТО – все еще ответ» практически то же самое, только в более жесткой форме.
Болтон вспоминает о том, что Обама, будучи еще кандидатом в президенты, когда в Грузию были введены российские войска, предостерегал в равной степени обе стороны. Он напомнил о «перезагрузке» с Кремлем, о том, как Обама отказался от размещения систем ПВО в Польше и Чехии. Он задает вопрос: решился бы сегодня Путин на то, что он делает сегодня, если бы Грузию в 2008 году приняли в НАТО, как предлагал Джордж Буш-младший? Не должны ли мы именно сейчас предложить Украине членство в НАТО?. «Слабость Обамы создала дьявольский круг, – пишет Болтон. – Промахи американского руководства ведут к тому, что европейцы больше не медлят в поиске эффективного ответа».
Нужно ли из этого делать вывод о том, что в Америке нет больше партий, есть только люди, которые как по левую, так и по правую сторону презирают Владимира Путина? Стивен Коэн, профессор Принстонского и Нью-Йоркского университетов, американский эксперт по сталинизму, известный как «человек Путина в Америке», в придерживающейся левых взглядов газете The Nation пишет, что суждение о том, что Путин проводит агрессивную политику – легенда. США не дали ему другого выбора, окружив Россию странами НАТО. А Крым испокон веков принадлежал России. Коэна поддержал и республиканский политик Ньют Гингрич. «Европа и США сделали многое для того, чтобы начался этот кризис». Рудольф Джулиани, бывший мэр Нью-Йорка, также республиканец, хвалил по телевидению лидерские качества Путина.
Да, еще Патрик Бьюкенен – крайний консерватор. Сам себя он называет «палеоконсерватором». Политик полагает, что было большой ошибкой, что Великобритания в Первой и Второй мировой войне сражалась против Германии. Это, по его мнению, ошибка, за которую ответственен Уинстон Черчилль. Бьюкенен считает, что Америка в культурном падении понимает, что она распрощалась с христианством и больше находится под руководством белых, англосаксов или протестантов. Бьюкенен задается в своем блоге вопросом о том, является ли Путин «одним из нас». Он заметил, что бывший офицер КГБ – не безбожный коммунист, а верующий христианин, который борется против западной деградации. «Президент Рейган назвал однажды Советский Союз центром зла в мире. Президент Путин намекает на то, что Америка Обамы в XXI веке заслуживает этого звания. И он может быть прав, если мы посмотрим на то, как США поддерживают аборты, гомосексуальные союзы, порнографию и частую смену половых партнеров и вообще всю палитру ценностей, распространяемых в Голливуде».
Мнения о Путине в Америке разделены, и они не проходят четко по линии от «левого» до «правого» крыла. Страна делится на тех людей, которые защищают либеральный Запад, и тех, кто видит именно в этом либерализме проблему. Болтон и Уисельтер правы, когда задаются вопросом о том, где же в этом споре находится президент.