В мае одной из самых популярных тем в зарубежных СМИ стало похищение нескольких сотен девочек-школьниц в Нигерии боевиками организации «Боко Харам». Девочек захватили еще в середине апреля, и долгое время этот факт мало волновал западную прессу, как, впрочем, и вся остальная деятельность «Боко Харам» на протяжении последних лет, хотя многие военные эксперты и аналитики все эти годы тщетно пытались привлечь внимание мировой общественности к растущей террористической угрозе со стороны радикальных исламистов Нигерии и массовым жертвам террористических актов.
Все изменилось для СМИ после того, как Мишель Обама, жена президента США, разместила в своем Twitter фотографию, на которой она держит табличку «Верните наших девочек». Фотографии с данной фразой сделали и такие знаменитости, как Анджелина Джоли, Ким Кардашьян, Кара Дельвинь, Эмма Уотсон, Джессика Бил, Алиша Кис и другие. И недели спустя после похищения западные СМИ, интернет и социальные сети вдруг взорвались удивительным обилием статей о «Боко Харам», Нигерии и заботой о девочках Африки.
В основном официальная пресса возмущается, клеймит исламский радикализм, пишет об ужасе и масштабе совершенного, перечисляет, какие террористические акты провела «Боко Харам» за последние годы, обсуждает возможные шаги по разгрому организации, спорит о необходимости военного участия и помощи Запада Нигерии, использовании ударных дронов и критикует нерешительность властей африканского государства.
Лишь некоторые СМИ попытались вернуться к истории Боко Харам, причинам ее возникновения и понять в целом, что привело страну к сегодняшней ситуации.
Если не уходить далеко в прошлое, то формально считается, что «Боко Харам» возникла в 2002 году на севере Нигерии. Общепринято переводить название организации как «западное образование запрещено». «Харам» — с арабского языка, обозначает «запрет». «Боко» — на языке хауса с легкой руки журналистов стали переводить сначала как обозначение «книги», а затем и вообще «западного образования», хотя изначальный смысл слова — это «обман» или «ложь». То есть, на самом деле название организации переводится как «запрет на мошенничество». Что же именно имеется в виду?
С 2002 по 2009 год деятельность организации была относительно мирной, и центром внимания «Боко Харам» было отнюдь не западное образование или христианство. Экономически неразвитый и бедный исламский север Нигерии стал центром недовольства действиями власти в первую очередь. Речь шла о коррупции, отсутствии «социальных лифтов», безработице и нищете, а также большой вопрос вызывал тот факт, что доходы от продажи нефти не доходят до населения. В 2006 году руководитель комиссии по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями заявил, что за последние годы в Нигерии чиновники и политики разворовали 400 миллиардов долларов из нефтяных доходов страны, а в целом воруется до 80% нефтеприбыли. Как яркий свежий пример — пропажа 50 миллиардов долларов в 2012-2013 годах, которые даже не поступили в бюджет страны от государственной нефтяной компании Нигерии. Расследование ни к чему не привело, лишь отстранили от работы главу Центрального Банка Нигерии.
Что касается последовавших с 2010 года атак на школы и негативной славы в СМИ о борьбе с «западным образованием», то здесь основную роль играл следующий факт — чтобы подняться в социальной государственной иерархии в Нигерии и получить доступ к благам, генерируемым нефтью, необходимо пройти через официальное школьное образование и попасть в касту госслужащих, чиновников. Школы рассматривались «Боко Харам» как инструмент дискриминации, социального отсева, блата и искусственного создания элиты или кучки избранных, которые будут допущены к нефтяной кормушке, в то время как остальное население будет прозябать в нищете. В школу попадали за взятки, экзамены сдавали за взятки, школы становились основой «правильных знакомств» для будущей карьеры чиновников, по мению «Боко Харам».
До 2009 года «Боко Харам» вела скорее политическую деятельность, тесно взаимодействовала с официальными властями, использовалась в популистских целях различными политическими силами Нигерии в выборных процессах. Но по мере разочарования в мирном подходе к воздействию на власть «Боко Харам» радикализировалась, а экономические и социальные требования в правовом поле стали отступать на второй план. Идеология быстро двигалась в сторону исламского фундаментализма, а попытки изменить власть превратились в желание создания шариатского государства и радикальных действий.
Если говорить о религиозной подоплеке движения, есть еще один любопытный не особо озвучиваемый момент — это наличие мигрантов из других африканских стран в рядах «Боко Харам». Разорившиеся земледельцы и скотоводы бегут в Нигерию в поисках лучшей жизни, и их успешно рекрутируют в «Боко Харам». Многие из них даже не мусульмане (и даже не говорят ни на английском, ни на языке хауса), в то время как подавляющее большинство жертв террора «Боко Харам» — именно мусульмане. Власти Нигерии предпринимают попытки массовых депортаций нелегальных мигрантов (например, в феврале 2012 года депортировали 11 тысяч человек, чтобы лишить «Боко Харам» возможности вербовки), в которых также видят потенциальную опасность.
В 2009 году в штате Борно вводят штраф за езду на мотоцикле без шлема. После траурных мероприятий в связи со смертью одного из лидеров «Боко Харам» полиция останавливает разъезжающихся по домам членов организации и требует оплатить штраф, так как шлемов на их головах нет. Завязывается спор, который перерастает в вооруженное сопротивление. Звучат первые выстрелы, гибнут люди. Так с ничтожного повода начинается кровавая история «Боко Харам».
В 2009 году власти проводят массовые аресты, в ходе силовой операции убивают около 800 членов организации, сносят главную мечеть «Боко Харам», арестовывают Мохаммеда Юсуфа, лидера и основателя Боко Харам. Мохаммед Юсуф неожиданно погибает в полиции при невыясненных обстоятельствах, и «Боко Харам» уходит в подполье. Переформировавшись за год, «Боко Харам» с 2010 года начинает террористическую войну против властей Нигерии, которая продолжается до сих пор, а счет жертв уже давно идет на тысячи человек (свыше 10 тысяч).
Месяц назад, незадолго до похищения девочек, бюро статистики Нигерии впервые за 24 года неожиданно пересмотрело свой метод подсчета ВВП и решило, что цифру надо оптимистично повысить до 510 миллиардов долларов, что на 89% больше ВВП предыдущей модели подсчета. За одну ночь Нигерия стала страной с самой большой экономикой в Африке, оставив позади Южную Африку с ВВП в 370 миллиардов, и 24-й экономикой мира. В расчеты включили ранее не учитывавшиеся отрасли: телекоммуникации, IT, кинопроизводство и сферу услуг. Но даже с этими показателями Нигерия остается сырьевой экономикой, а по ВВП на душу населения страна находится на 121-м месте в мире, по индексу развития человеческого потенциала — на 153-м месте, по уровню коррупции — на 106 месте.
Даже сами нигерийские высокопоставленные военные с сомнением оценивают планы Запада по оказанию военной помощи в уничтожении «Боко Харам». Бывший главком Нигерии генерал Мартин Лютер Агвай заявил, что проблему «Боко Харам» вряд ли удастся решить силовым методом: «Это политическая проблема. Это социальная проблема. Это экономическая проблема. И пока не будет найден подход к этим вопросам, военная сила никогда не станет решением».