Страны Латинской Америки до недавнего времени были словно обречены на единую и несчастную политическую судьбу. Судьбу, определяемую общей тенденцией политических лидеров в этой части света удерживать власть железной хваткой как можно дольше, как будто они - единственные подходящие на руководящую роль. Эта особенность стала характерна для всех политиков-популистов, которые сумели прославиться лишь тем, что в очередной раз повысили цену на сырье. Каждое новое переизбрание тех, кто стоял у руля, было единогласным благодаря неограниченному использованию средств из государственного бюджета. Если для избрания на новый срок требовалось подправить конституцию, ее подправляли. И таким образом ограничения на пребывание у власти постепенно исчезли, как будто демократию можно сохранить без осуществления принципа чередования властей.
Однако, политический климат в регионе постепенно меняется, становясь более здоровым, и последние выборы ознаменовались кое-где победой оппозиции. Это случилось, например, в Панаме, Коста-Рике и Сальвадоре.
Поэтому в трех из четырех стран, где грядут президентские выборы в этом году, неизбежная победа правящих сил оказалась под большим вопросом, о чем свидетельствуют результаты опросов. Такова ситуация в Колумбии, где последние опросы показывают, что еще недавно совершенно немыслимая победа бывшего президента Альваро Урибе, вполне реальна на выборах в ближайшее воскресенье.
То же самое происходит в Бразилии, где Дилма Руссеф ни в чем пока не может быть уверена, поскольку ее дальнейшее пребывание на посту очень сильно зависит от того, как пройдет чемпионат мира по футболу. А опросы общественного мнения в Уругвае указывают на то, что уже далеко не все избиратели собираются голосовать за коалицию Широкий фронт, а значит ее кандидату, Табаре Васкесу, не стоит надеяться на легкую победу.
Это изменение тенденции в региональной политике вдохновляет, поскольку обещает вернуть остроту политическим дебатам и качество предвыборным обещаниям. А главное, она вновь сделала актуальной возможность чередования власти.
Это выражается, в первую очередь, в том, что популистские правительства везде, кроме Боливии, перестали получать необыкновенно высокие до сих пор рейтинги одобрения. На сегодняшний день они не пользуются поддержкой даже 50% опрошенных, что, по мнению аналитиков, проливает некоторый свет на ближайшее будущее.
Еще одним фактором, повлиявшим на ситуацию, казалось падение цен на экспортируемое сырье и резкое снижение спроса со стороны Китая. «Манна небесная», позволявшая региональным правительствам с большим или меньшим успехом держаться на плаву, неожиданно закончилась.
Лидеры, стремящиеся оставаться у власти как можно дольше, верят льстивым похвалам, забывая, что это они сами заставили себя хвалить, расшвыривая направо и налево деньги налогоплательщиков. Они становятся жертвами собственного вранья и манипуляций, когда начинают подводить итоги своего правления.
Все это внушает надежду на то, что можно ожидать позитивного поворота в региональной политике, который сделал необходимым крах популизма, процветавшего в большинстве стран нашего континента. И если в ходе описанного процесса страны Латинской Америки вернуться к принципу чередования власти, демократия, которую у нас слишком давно подменила собой демагогия, снова станет сильной в регионе.