Темпы роста экономик Бразилии, России, Индии и Китая, обратившие на себя внимание в период, когда сильные экономики Запада пребывали в рецессии, замедляются. Начиная с 2000-х годов, среднегодовые темпы экономического роста в странах БРИК составляли около 6%. Прогноз на 2014 год — 4,5%. На государства БРИК приходится 40% населения мира, их доля в совокупном валовом продукте земного шара — более 25%. При столь ощутимой части населения мира и постепенно набирающем силу среднем классе замедление темпов роста в этих странах, вероятно, не может не сказаться на всей мировой экономике.
Замедление темпов роста БРИК обусловлено, прежде всего, изменениями в денежно-кредитной политике Федеральной резервной системы (ФРС) США. Регулярное сокращение ФРС ежемесячной покупки облигаций, начиная с декабря прошлого года, став причиной оттока капитала из развивающихся экономик, среди которых находятся и члены БРИК, оказывает негативное воздействие на уровень процентных ставок, валютных курсов и показатели экономического роста. Сокращение денежных средств и отток капитала приводят к тому, что, прежде всего, в развивающихся, зависимых от внешних энергетических рынков странах возрастают проблемы, связанные с формированием платежного баланса.
***
По некоторым оценкам, помимо изменений в политике ФРС, негативное влияние на рост в странах БРИК оказывают экономические и политические события в этих государствах. В опубликованной в The American Interest статье Майкла Мандельбаума выражается точка зрения о том, что будущее экономик БРИК необходимо рассматривать в привязке к их политической структуре. По мнению автора, на темпы роста воздействуют популистские практики в Бразилии, крупные запасы энергоресурсов в России, авторитарная и демократическая формы правления в Китае и Индии. Популистские практики распространены не только в Бразилии, но и в других странах Латинской Америки. В Бразилии, среднегодовые темпы роста которой с 1950 по 1975 годы составляли 7%, в последнюю четверть прошлого века наблюдалось снижение темпов экономического роста и повышение инфляции, в чем, по мнению Мандельбаума, сыграла свою роль популистская политика. Как известно, ликвидация дефицита бюджета, источник которого — поддержка государственных предприятий и высокие финансовые выплаты рабочим, путем эмиссии или долговых обязательств увеличивает инфляцию и замедляет экономический рост. Кроме того, замедление экономики Бразилии также связано со снижением цен на сырьевые ресурсы.
***
Читайте также: Россия и другие страны БРИК выдохлись
Как отмечает Мандельбаум, если Бразилии удастся благоразумно использовать богатые глубоководные нефтяные месторождения, это внесет ощутимый вклад в экономику страны. В этом контексте автор обращается к России. Доля производства природного газа и нефти, составляющего около одной трети ВВП России, в экспорте страны — свыше 60%. Поэтому повышение цен на нефть и природный газ оказывает огромное влияние на экономический рост государства. Отмечается, что каждое увеличение стоимости барреля нефти на 10 долларов повышает ВВП страны на 2%. Но, по мнению Мандельбаума, есть и косвенный эффект растущих цен на нефть: препятствование развитию демократии. Действительно ли так, как считает Мандельбаум? Огромные доходы от нефти и природного газа, с одной стороны, содействуют удержанию Путиным собственной власти, с другой — приводят к «усыплению» народа и превращению его в пассивного участника политической жизни? Может ли быть справедливым тезис о том, что в беспокойстве об утрате политической силы лидеры богатых энергоресурсами государств выступают против демократии и экономического роста, который может повлечь за собой демократическое развитие?
***
Тезис о том, что между экономическим ростом и политической ситуацией, а точнее демократией, существует какая-либо тесная связь, едва ли подтверждают нынешние события. Экономический рост зависит от развития демократии? Или же быстро растущим странам проще перейти к демократии? Несмотря на многолетнюю демократическую традицию, Индии не удалось достичь достаточного уровня экономического развития, в то время как Китай, успешно применяя модель капиталистического развития при автократической форме правления, стал второй крупнейшей экономикой мира. Но может ли достигнутый экономический прогресс упростить переход к демократии и способствовать развитию среднего класса, росту внутреннего потребления, благополучия и политического участия? Ответ на этот вопрос пытаются найти во всем мире.