Российская агрессия на Украине поставила под сомнение готовность и возможность НАТО защитить свой восточноевропейский фланг. Для такой страны, как Польша, величественный принцип НАТО о коллективной обороне, который является важным для национальной безопасности в отсутствие соответствующих военных возможностей и практического применения, остается просто политическим обязательством.
Когда Польша вступила в НАТО 15 лет назад, тогда было понятно, что Статья 5 — и принцип «все за одного, один за всех», который предусматривает коллективный ответ на вооруженное нападение на любого из членов, — будет краеугольным камнем безопасности страны. С тех пор союзники нашли множество способов, чтобы закрепить обязательства, следующие из статьи 5, в оперативной практике. Новая Стратегическая концепция, которая была принята на Лиссабонском саммите Североатлантического союза в 2010 году, определила коллективную оборону в качестве одной из трех основных задач, подчеркнув важность разработки планов действия в чрезвычайных ситуациях, организацию совместных учений и тренировок, а также создание «видимых заверений» для государств-членов. Как определяющая стратегия, эта повестка дня отвечает польским ожиданиям.
Планы действий в чрезвычайных ситуациях, о которых Польша договорилась в 2008-2010 годах, включают в себя укрепление страны в военном отношении в случае агрессии с востока. Литва, Латвия и Эстония реализовали аналогичные планы.
Вторым практическим шагом улучшения готовности НАТО защищать свой восточный фланг была организация совместных военных учений, таких как «Стойкий джаз», прошедших в Балтии и Польше в 2013 году. Эти учения опять подтвердили серьезность НАТО в отношении защиты своих восточных членов.
Не менее важным является создание институтов НАТО в Польше, в частности его Сигнального батальона и Учебного центра объединенных сил, который Польше удалось сохранить, несмотря на реформы системы командования НАТО. В отсутствие второго это институционное присутствие усиливает чувство безопасности у поляков — для многих из нас, чем больше присутствие НАТО у нас, тем лучше.
Такой же принцип касается инвестиционной программы безопасности НАТО. Из Фондов этой программы уже было израсходовано более € 650 млн, например, на модернизацию военно-воздушных, военно-морских и материально-технических баз Польши.
Наконец, в рамках соглашения, которое было подписано со США в июне 2011 года, американский авиаотряд, который организует совместную подготовку пилотов F-16 и Hercules, действует в городе Ласк, в центральной части Польши. Таким образом, впервые американские войска постоянно дислоцируются на территории Польши. Эту модель размещения сил США в Центральной Европе следует доработать, поскольку она является символическим подтверждением преданности Америки этому региону.
Эти практические мероприятия проходят в момент, когда агрессия России на Украине развеяла сомнения по поводу важности НАТО. Но признание потенциальной опасности это не то же, что формирование эффективного ответа. Стратегическая обстановка сегодня совсем не такая, как это было в 1997 году, когда лидеры стран НАТО поддержали заявки Польши, Чехии и Венгрии на членство и предоставили Украине и России статус привилегированного партнера. Действительно, агрессия России на Украине заставляет НАТО пересмотреть свои отношения с Россией и Украиной. В любом случае, на саммите Альянса в Ньюпорте, Уэльс, в сентябре 2014 года необходимо будет разработать новое стратегическое виденье этих отношений.
Чтобы сделать это, НАТО должно ответить на четыре ключевых вопроса. Во-первых, насколько преданными Европе являются США? Хотя президент США Барак Обама сместил фокус в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, сокращение вооруженных сил США в Европе, это не должно ослабить возможности альянса или время на реагирование. Но европейцы, тем не менее, должны, как и ранее, выступать за первоочередную важность трансатлантических баз НАТО.
Во-вторых, насколько преданной в отношении НАТО является Европа? Финансовый кризис 2008 года привел к серьезным сокращениям расходов на оборону. Такую опасную политику необходимо как можно скорее изменить. Это не просто вопрос денег; Европа также должна развивать военную специализацию и совместные возможности, которые в целом усиливают альянс. Если в самой Европе не хватает преданности, то что уже говорить о продолжении привлечения США?
В-третьих, как следует НАТО переопределить свои отношения с Россией? На волне событий в Крыму и Восточной Украине, привилегированное партнерство России с НАТО, очевидно, является устаревшим. Это не значит, что Совет РОССИЯ-НАТО нужно распустить. Но подход НАТО к России нужно изменить, если Альянс хочет сдерживать дестабилизировавшую агрессию России в Восточной Европе, на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Вот почему Альянс должен разработать новую разумную политику сдерживания России, опирающуюся на политические, дипломатические, финансовые и военные инструменты.
Наконец, как мы можем укрепить отношения с Украиной, чтобы ее граждане не чувствовали себя одинокими или обреченными на конфликты и неудачи? Запад должен продемонстрировать, что политически он на стороне Украины и поддерживает ее прозападный курс. А НАТО должно укрепить военное сотрудничество с Украиной, реализуя положение Хартии об особом партнерстве. Это значит, что Альянс должен активнее привлекаться к реформированию и перевооружению украинских вооруженных сил.
НАТО остается актуальным относительно сегодняшнего глобального порядка, как и после 1949 года. Однако, в дополнение к формированию стратегических приоритетов, Альянс должен иметь практические планы для их реализации на Земле.
Богдан Клих, член польского сената, экс-министр обороны Польши с 2007 по 2011 гг., член Европейского парламента с 2004 по 2007 гг.