Нам пора бы уже это усвоить, но нелишне будет повторить: женоненавистничество убивает.
В пятницу вечером молодой человек, которого полиция опознала как Эллиота Роджера (Elliot Rodger), предположительно в стремлении «отомстить» отвергшим его женщинам, открыл стрельбу в калифорнийском городке Айла Виста, убив шестерых человек и отправив в больницу еще семерых с серьезными ранениями. Согласно имеющейся информации, в квартире Роджера нашли три трупа.
Перед тем, как пойти на это преступление, 22-летний Роджер, также застреленный в пятницу вечером, выложил в YouTube несколько видеозаписей, где он жалуется на то, что до сих пор остается девственником, и что красивые женщины не обращают на него внимания. На одной из записей он хладнокровно рассказывает о том, как будет «убивать каждую испорченную и самодовольную белокурую сучку, которая попадется на моем пути».
Как сообщили родственники Роджера, он проходил лечение у психиатра. Но было бы ошибкой назвать это преступлением «одинокого маньяка».
Этим мы не только заклеймим позором душевнобольных людей, которые имеют гораздо больше шансов стать жертвами насилия, чем те, кто к нему прибегает. Этим мы скроем ту роль, которую в нашем пренебрежительно относящемся к женщинам обществе играет женоненавистничество и любовь к оружию (а также тот факт, что подобные акции насилия вполне предсказуемы).
В своем последнем видео Роджер заявляет:
«Колледж это то время, когда у всех бывают такие вещи как секс, радость и удовольствие. А я в те годы был вынужден гнить в одиночестве, и это несправедливо ... Я не знаю, почему я непривлекателен для девушек, но я накажу вас всех за это».
Роджера, как и большинство американских юношей, учили тому, что они имеют полное право на секс и женское внимание. (Только в прошлом месяце от удара ножом погибла молодая женщина, отвергшая приглашение другого молодого человека к сексу.) Он так верил в свое право, что называл несправедливостью и преступлением равнодушие женщин к своей особе.
«Вы заставили меня страдать всю мою жизнь, а теперь я заставлю вас всех страдать. Я очень долго ждал этого. Вы получите от меня именно то, чего заслуживаете, все вы. Все те девушки, которые отвергали меня, которые смотрели на меня с пренебрежением, обращались со мной как с отбросом, а сами отдавались другим мужчинам».
Говорят, что Роджер участвовал в онлайновом движении за права мужчин: он якобы активно выступал на одном форуме и следил на YouTube за несколькими каналами, посвященными правам мужчин. В таких кругах часто употребляются выражения, которые Роджер использовал в своих женоненавистнических видеозаписях: типа «альфа-самец».
Такие сообщества настолько злобны в своем женоненавистничестве, что организация Southern Poverty Law Center, следящая за группами ненависти, долгие годы наблюдает за их деятельностью.
Но как отметила в «Твиттере» художница Молли Крабапл (Molly Crabapple), «причиной белого терроризма всегда называют оружие, но причиной душевного расстройства никогда не называют ядовитую идеологию».
Но если говорить об этом трагическом расстреле как о следствии болезни, то начать разговор следует с нашего культурного заболевания — недуга, в котором женоненавистничество расценивается исключительно как неизбежность.
В субботу появились сообщения о том, что семья Роджера обращалась в полицию и рассказала об этих жестоких и странных видео «за несколько недель» до стрельбы. Семейный адвокат сказал, что полицейские опросили Роджера, придя к выводу, что это «исключительно вежливый, добрый и замечательный молодой человек».
Должна спросить: а может, полиция проигнорировала разглагольствования Роджера из-за того, что считает жестокое женоненавистничество у молодых мужчин вполне естественной нормой?
«Отмахиваться от фактов жестокого женоненавистничества, называя их „сумасшествием“, это такое изящное заявление о том, что ненависть к женщинам является проблемой индивидуума, но не проблемой культуры в целом», — сообщила в «Твиттере» блогер и феминистка Мелисса Макьюэн (Melissa McEwan).
Правда заключается в том, что женоненавистники-одиночки не появляются из ниоткуда — их создает наша культура и общество, которое говорит таким людям, что их ненависть естественна и обоснованна.
Поэтому когда мы заявляем, что это вещи непредотвратимые, мы имеем в виду, что не желаем их предотвращать. Насилие против женщин не является неизбежностью, но его почти всегда можно предугадать. Важно то, как мы на это реагируем.