Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дорогой ты наш хоккей…

Во сколько обошелся Белоруссии чемпионат мира?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
9 Мая, в День Победы, в Минске стартовал очередной чемпионат мира по хоккею. Не самое громкое событие в мировом масштабе (особенно если иметь в виду, что в феврале хоккеисты уже бились за олимпийские награды), для нашей страны, учитывая личный интерес высшего руководства к этому виду спорта, чемпионат стал знаковым. Страна несколько лет готовилась к чемпионату.

9 Мая, в День Победы, в Минске стартовал очередной чемпионат мира по хоккею. Не самое громкое событие в мировом масштабе (особенно если иметь в виду, что в феврале хоккеисты уже бились за олимпийские награды), для нашей страны, учитывая личный интерес высшего руководства к этому виду спорта, чемпионат стал знаковым. Страна несколько лет готовилась к чемпионату и сейчас живет хоккеем. Оставим в стороне спортивные результаты — еженедельная газета за ними просто не успевает. Поговорим о том, сколько средств было вложено в этот проект и когда его планируется окупить.

По словам руководителя дирекции по проведению чемпионата, председателя Федерации хоккея Белоруссии Евгения Ворсина, бюджет ЧМ-2014 составит 12—13 млн евро. Сюда входят зарплата работников дирекции, затраты на аренду помещений, организация развлекательной программы для гостей. Белорусская сторона должна потратиться на проведение ежегодного конгресса IIHF, который по традиции проводит страна—хозяйка мирового форума. Ранее Евгений Ворсин говорил, что Мингорисполком выделил дирекции турнира 6 млн евро, которые потом предстоит вернуть. Затраченные средства компенсируют за счет рекламы, продажи билетов, сувенирной продукции. Среди спонсоров — «Беларуськалий», БелАЗ, Белгосстрах, Белтелеком, а также «дочки» глобальных компаний («Кока-Кола», Макдональдс).

Однако в бюджете чемпионата не учитываются затраты на строительство арен, отелей, транспортной и социальной инфраструктуры. Хотя именно с масштабным строительством ассоциируется чемпионат у многих обывателей. «Мы как-то в 2010 году подсчитали, что на подготовку инфраструктуры Минска к чемпионату мира надо будет потратить 2,5—3 млрд долларов. Как за счет бюджетных средств, так и частных инвесторов. Но потом случился кризис, планы несколько скорректировались. Была дана команда делать только самое необходимое. Поэтому, думаю, по итогу вышло несколько меньше — 1,5—2 млрд», — рассказал TUT.BY бывший сотрудник Мингорисполкома.

Городским планом мер предусматривалось строительство гостиниц, торговых центров и пунктов питания для участников, официальных лиц и гостей чемпионата, а также модернизация транспортных сетей Минска, в том числе расширение минского метрополитена.

Чтобы понимать масштаб вложений, достаточно сказать, что стоимость строительства километра метро составляет 50—70 миллионов долларов, а общежитие в «Студенческой деревне» обошлось в 28 млн долларов.

То, что были вложены большие деньги, косвенно подтвердил недавно и премьер-министр Михаил Мясникович. «Серьезные инвестиции в инфраструктуру и объекты города позволили создать дополнительно более 2 тыс. рабочих мест, вывести на более качественный уровень сферу торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиничного сервиса, улучшить транспортное обеспечение. Все это сделано не только для чемпионата, но и для улучшения качества жизни горожан. И в перспективе это принесет дополнительные дивиденды нашей стране», — подчеркнул премьер-министр.

Пришлось строить ряд объектов, без которых проведение чемпионата мира было невозможно. Нужно было построить вторую хоккейную арену в дополнение к «Минск-Арене». Во сколько точно обошлось строительство «Чижовка-Арены», никто TUT.BY не смог сказать. Чиновники, знакомые с ходом строительства этого многофункционального комплекса, говорят, что «стоимость постоянно корректировалась, были скачки с рублем, сейчас сложно все свести к одному знаменателю». И все же стоимость «Чижовка-Арены» составляет порядка 150 миллионов долларов, высказал предположение один из экспертов в области строительства.

Из других обязательств, под которыми Белоруссия подписалась, гарантируя проведение чемпионата мира, значилось увеличение гостиничного фонда и реконструкция аэропорта.

В итоге незадолго до чемпионата мира в Минске в авральном порядке открыли 14 новых гостиниц. 10 из них — государственные.

Изначально власти замахнулись на грандиозную модернизацию аэропорта. В качестве генподрядчика была выбрана китайская компания. Однако в итоге Минск и Пекин не сошлись в цене. Китайская сторона, изначально оценившая проект в 600 млн долларов, потом вдруг увеличила его стоимость до миллиарда долларов. В результате государство было вынуждено отказаться от китайской помощи, а за тот период, который оставался до чемпионата мира, реконструировали существующий аэровокзальный комплекс и привокзальную площадь. На реконструкцию по смете ориентировочно было потрачено порядка 900 миллиардов рублей, рассказал журналистам гендиректор «Национального аэропорта «Минск» Дмитрий Меликян.

Таким образом, по имеющимся оценкам, можно предположить, что расходы, связанные с проведением хоккейного форума, составили около 700 млн долларов.

Там, где есть расходы, там, как правило, должны быть и доходы. В октябре 2013 года Александр Лукашенко заявлял, что чемпионат мира «должен принести серьезную экономическую отдачу, финансовую отдачу».

По предварительным планам Министерства спорта и туризма, доходы от проведения хоккейных поединков лучших команд планеты, которые ориентировочно посетят около 20 тысяч иностранных туристов, превысят 50 млн долларов. От продажи билетов предполагается выручить около 10 млн долларов, еще 40 млн — от пребывания в Белоруссии туристов.

Одним из важных источников дохода при проведении крупных спортивных соревнований, как правило, является продажа прав на телетрансляцию. Однако с хоккейными чемпионатами мира дела обстоят иначе. Проводит чемпионат мира Международная федерация хоккея. Она заключила договор с компанией Infront Sport&Media, которая обладает всеми правами на проведение соревнований. В том числе на телетрансляцию и логотип ЧМ-2014. Белорусское телевидение вынуждено было покупать вещательный сигнал и арендовать комментаторские позиции в «Минск-Арене» и «Чижовка-Арене» у компании Infront, чтобы вести оттуда репортажи. «И за право размещать логотип на товарах, распространяемых на территории Белоруссии, был заключен договор и заплачены деньги. Но вложенные средства окупились», — утверждает менеджер дирекции турнира Петр Рябухин.

На пресс-конференции 7 мая Евгений Ворсин сказал, что в обменных кассах обилие российских рублей, а на дорогах уже много машин с российскими номерами. Можно однозначно утверждать, что кассу чемпионату мира сделают российские болельщики. Другой вопрос — размер этой кассы…