Петра Порошенко пока еще не объявили победителем президентских выборов на Украине, однако проблемы, с которыми столкнется предполагаемый новый президент, в полной мере и со всей силой дали о себе знать в понедельник.
Пророссийские вооруженные люди, заявляющие, что они контролируют почти 15 процентов территории страны, захватили международный аэропорт в Донецке после того, как лишили избирателей возможности проголосовать на воскресных выборах нового главы государства, который придет на смену свергнутому союзнику Кремля Виктору Януковичу.
Боевики в масках с тяжелым вооружением заняли позиции в современном терминале из стекла и стали донецкого международного аэропорта имени Сергея Прокофьева, который был построен в 2012 году к началу европейского чемпионата по футболу.
Временное руководство Украины во второй половине дня направило туда вертолеты огневой поддержки и наземные подкрепления, чтобы восстановить контроль над аэропортом, а представитель штаба не очень удачной «контртеррористической операции», проводимой Министерством обороны, сказал, что правительственные войска уничтожили огневую позицию мятежников и взяли под свой контроль взлетно-посадочную полосу, диспетчерскую вышку аэропорта и въезды-выезды.
Тем не менее, по соображениям безопасности аэропорт по-прежнему закрыт для коммерческих рейсов. Очевидно, что он обречен на вооруженное противостояние, которое сохраняется в десятке городов и поселков Донецкой и Луганской областей.
48-летний миллиардер Порошенко, работавший в двух предыдущих правительствах Украины, сравнил пророссийских ополченцев с сомалийскими пиратами, которых никто не избирал и которые преследуют собственные корыстные интересы. По его словам, правительство в Киеве никогда не будет вести переговоры с террористами. Однако он признал, что жестокое и напряженное противостояние вряд ли ослабнет без участия российских руководителей.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с заверениями о том, что Кремль «готов к диалогу» с предполагаемым победителем президентской гонки. У Порошенко в России есть производственные мощности и рыночные интересы, и российский президент Владимир Путин дал понять, что может вести с ним дела.
Однако свою оливковую ветвь Лавров протянул одновременно с предостережением о том, что Киев должен прекратить военную кампанию по восстановлению контроля над оккупированными боевиками районами на востоке Украины.
«Мы не можем закрывать глаза на то, что так называемая „контртеррористическая операция“ не прекращалась», — заявил Лавров по поводу настойчивого требования Кремля о том, что воскресные выборы не могут считаться действительными, если продолжится насилие против русскоязычных восточных регионов. Отказ от прекращения операции в настоящий момент, когда в Киеве вот-вот появится новое руководство, «будет колоссальной ошибкой», предупредил министр.
Удар украинских ВВС, нанесенный в понедельник, наверняка вызвал возмущение у Кремля, который пытается представить попытки Киева восстановить свою власть на востоке как свидетельство его маниакальной решимости подавлять русскоязычное меньшинство в Донбассе, где сохраняется промышленная интеграция советской эпохи.
Побывавшие на Украине и наблюдавшие за выборами эксперты по международным делам назвали голосование вдохновляющей победой гражданского духа и преданности демократии над националистической агрессией, которая движет сепаратистами на востоке.
«Большая часть страны смогла проголосовать весьма организованно и дисциплинированно, совершенно четко заявив о своих предпочтениях», — сказала руководитель Национального демократического института (National Democratic Institute) Мадлен Олбрайт. Этот институт направил на украинские выборы несколько десятков своих наблюдателей.
Уйдя в сторону от ответа на вопрос о том, будут ли приняты новые, более жесткие санкции против Москвы за то, что она якобы поддерживает боевиков, помешавших избирателям Донецка и Луганска проголосовать, Олбрайт отметила, что «волеизъявление народа наглядно продемонстрировало его желание жить в высоконравственной стране, а это главное».
Давний член конгресса от Калифорнии демократ Джейн Харман (Jane Harman), ныне возглавляющая аналитический Центр Вильсона в Вашингтоне, сказала, что Украину пора научить «трудной любви», потому что она упустила все предыдущие возможности для создания преданной демократии и власти закона страны.
Отметив, что стремление народа к переменам было предано после провозглашения Украиной независимости от Советского Союза в 1991 году, а затем еще раз в 2004 году, когда оранжевая революция выродилась в удушающую страну коррупцию, Харман сказала, что мандат Порошенко на создание новой Украины может стать для нее последним шансом провести реформы при помощи Запада.
«Либо получается с третьей попытки, либо три удара, и она вне игры», — сказала Харман.
Отвечая на вопрос о том, как можно остановить всплеск русской националистической агрессии на востоке Украины, Харман заявила, что Порошенко и его команда обязаны поставить страну на ясный и четкий путь экономического возрождения, которое вызовет зависть у тех, кто сегодня действует в союзе со страдающей от западных санкций Россией. Эти санкции были введены против нее за захват украинского Крымского полуострова и за попытки вырвать у Украины Луганск и Донецк.
Пока непонятно, можно ли доверять недавним примирительным заявлениям Путина о готовности работать с новоизбранным руководителем Украины. Однако Харман возразила против того, что Кремль контролирует будущее Украины.
«Разговор надо вести об Украине, а не о Путине», — сказала она, выразив надежду на то, что Порошенко сможет создать представительное правительство и устранить обеспокоенность русскоязычного меньшинства, выполняя при этом те обязанности, которые вверили ему украинские избиратели, уставшие жить в дисфункциональном государстве почти четверть века после обретения независимости.