Генерал Андерс Торнберг, глава Службы государственной безопасности Швеции, на днях заявил, что, помимо возвращающихся из военных конфликтов Ближнего Востока в Швецию пары сотен молодых исламистов, главную угрозу безопасности Швеции представляет возросшая после событий в Крыму и Украине активность российских спецслужб на территории скандинавского государства. Торнберг сказал, что речь даже идет, ни много - ни мало, как о «планировании войны». И хотя, по мнению генерала, вербовка агентов и операции российских спецслужб в Швеции не несут сиюминутной угрозы, но в долгосрочной перспективе русские «готовятся к наихудшему сценарию». Торнберг заявил, что шведская публика даже не представляет себе, насколько широко Россия ведет шпионаж в Швеции, занимаясь сбором информации по всем сферам деятельности: политике, промышленности, технологиям, обороне. Помимо всего прочего, Россия также представляет угрозу Швеции своей деятельностью в области кибершпионажа. После присоединения Крыма к России в Швеции с новой силой вспыхнули обсуждения, стоит ли все же стране вступать в НАТО.
Голландская пресса, в свою очередь, обвинила Россию в демонстрации силы, когда в начале мая российский авианосец «Адмирал Кузнецов» возвращался из Средиземного моря в Североморск через Ла-Манш. По данным голландской прессы, обычно российские корабли огибают с запада Ирландию, но в этом году русские заставили всех в Европе понервничать, когда проходили через воды Ла-Манша. Если английский флот еще в состоянии выделять корабли и самолеты, которые следят за передвижениями русских вблизи своей территории в таких случаях, то Нидерланды не смогли сделать этого в мае. Единственный голландский корабль, HNLMS De Zeven Provinciën, способный на эскорт в тот момент, хоть и засек «Кузнецова», но ушел на дежурство к берегам Сомали, а других кораблей у голландцев под рукой не оказалось. После окончания холодной войны Нидерланды сократили свой флот с 56 до 23 кораблей и полностью ликвидировали морскую авиацию. В 2002 году Нидерланды избавились от патрульных самолетов P-3 Орион, а в 2003 году ликвидировали принадлежащую ВМС группу многоцелевых вертолетов Lynx.
Впрочем, не все гладко с флотом и у англичан. Вице-адмирал Саймон Листер заявил, что в связи с бюджетными сокращениями флот Ее Величества с трудом сможет поддерживать готовность к масштабной войне, особенно это касается надводного флота. Что касается подводного флота, то перед ним стоит проблема износа материальной части, а также на боеспособности сказываются задержки с поставками современных субмарин типа «Астьют» (речь идет о лодке S121 «Артфул»). Листер отдельно отметил, что флоту не достает инженеров, технических специалистов, флот теряет способность эффективного и своевременного оперирования. Например, английскому флоту не хватает обученных операторов гидролокатора Sonar 2087. Физически нет людей, кто мог бы на нем работать. По мнению вице-адмирала, из английского флота сегодня идет угрожающий национальной безопасности отток высококвалифицированных инженерных кадров, а инвестиций в обучение молодежи явно не хватает.
Во Франции - еще хлеще. 13 мая начальники генерального штаба вооруженных сил Франции и командующие трех родов войск подали в отставку, а министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан за несколько дней до их громкого демарша направил премьер-министру страны Манюэлю Вальсу письмо, где высказал все, что он думает о сокращении военного бюджета страны. В 2014 году расходы на оборону будут урезаны на 355 миллионов евро, а в 2013 году уже были сокращены на 720 миллионов. Контракты 2014-2015 гг. на 7 миллиардов евро будут отложены. Министр обороны Франции предупреждает, что сокращение военных расходов повлечет за собой катастрофические последствия: тысячи человек потеряют работу, понизится боеспособность Франции в вопросах ядерного сдерживания, не будут вовремя закуплены транспортные самолеты и самолеты-заправщики, возникнут проблемы с военными спутниками и беспилотниками, солдаты не получат достаточной подготовки и оборудования. И все это во время двух военных кампаний, которые Франция ведет в Мали и Центральноафриканской республике. Не говоря уже о событиях на Украине и потенциальной угрозе со стороны русских. Ситуация в мире и на востоке Европы говорит французским военным о том, что надо срочно вооружаться, а не урезать бюджеты. Копия письма была отправлена министру финансов Мишелю Сапену. Президент Франции должен прореагировать на письмо и просьбы об отставки в течение «нескольких следующих недель».
С беспилотниками в Европе действительно проблемы. 19 мая этого года итальянская компания Alenia Aermacchi, аэрокосмические компании Dassault Aviation (Франция) и Airbus Group (Германия) заявили, что совместными усилиями разработают первый ударный европейский беспилотный летательный аппарат к 2020 году. Речь идет о многоцелевом средневысотном беспилотнике большой продолжительности полета (тип MALE). Европа давно жаждет заиметь свою ударную машину, чтобы не зависеть ни от США, ни от Израиля. На кону, по мнению представителей Alenia Aermacchi, суверенитет Европы и независимость в работе с информацией и в принятии решений по уничтожению тех или иных целей. Те американские машины Predator, которые используют Италия и Франция, не несут вооружения, а США формально не торопятся обходить юридические барьеры в торговле оружием (вооруженный дрон идет по бумагам как крылатая ракета, что имеет свои торговые ограничения), тем не менее вооружая беспилотники для Англии. Подготовительная фаза проекта, по плану трех европейских компаний, займет 2 года и обойдется в 50 миллионов евро, с 2017 года начнется стадия непосредственной разработки, а в 2020 году европейский первый ударный дрон может быть сертифицирован и готов к бою.
Европа действительно давно пытается произвести свой дрон. С 2005 года французская компания Dassault Aviation и ряд европейских стран работают над дроном nEUROn. В 2010 году Англия и Франция договорились о совместной работе над европейским дроном, а в 2012 году BAE Systems и Dassault Aviation представили своим правительствам детали проекта, но воз и ныне там. В 2007 году немцы (Northrop Grumman, EADS и правительство Германии) разрабатывали проект Euro Hawk, потратили на него полмиллиарда евро, но так и не довели дело до конца, закрыв проект в 2013 году. Сейчас англичане активно работают над своим проектом Taranis. У Alenia Aermacchi есть надежда, что доказанный успех американских и израильских машин за последние 10 лет заставит европейские континентальные страны наконец-то всерьез отнестись к созданию собственного ударного беспилотника, и планы Alenia Aermacchi, Dassault Aviation и Airbus Group не покроются пылью к 2020 году.