Варшава. — За 25 лет существования демократии в Польше после окончания холодной войны эта страна добилась величайших успехов, став примером того, что может произойти, когда государство выбирает демократическую систему управления и прочную рыночную экономику. Именно об этом говорит президент Обама и западные лидеры.
Накануне визита Обамы в эту страну, который состоится во вторник, Польша также демонстрирует резкий контраст по сравнению со своей неспокойной соседкой Украиной, где из-за власти олигархов и косной системы государственной промышленности после распада Советского Союза слабеет экономика и хиреет политическая система.
Российский президент Владимир Путин воспользовался в этом году слабостью Украины, присоединив к России Крым и спровоцировав беспорядки на востоке этой страны. Многие эксперты говорят, что важный вопрос сейчас заключается в том, сумеют ли Соединенные Штаты и их западноевропейские союзники уговорить Украину воспользоваться польским примером.
«Если посмотреть на Польшу и Украину 25-летней давности, то между ними было много общего. Если сравнивать их сегодня, то они даже близко не похожи друг на друга, — говорит президент фонда Маршалла „Германия-США“ Карен Донфрид (Karen Donfried). — Путь, которым следует Польша, исключительно успешный. Это убедительный пример».
Во время двухдневного визита в Варшаву, с которого начнется недельная поездка американского президента в Европу, Обама примет участие в нескольких встречах с польским руководством и в мероприятиях, посвященных успеху движения «Солидарность», соучредителем которого был Лех Валенса. Благодаря деятельности этого движения 4 июня 1989 года в Польше состоялись первые частично свободные выборы. Ожидается, что Обама выступит в среду с важным обращением в честь отмечаемой годовщины.
И американцы, и поляки говорят о том, что данные встречи дают Обаме возможность подтвердить решимость США защищать Польшу и другие страны-союзницы из Восточной Европы. Но пока неясно, хватит ли США и их западноевропейским партнерам упорства и ресурсов для того, чтобы обеспечить подъем Украины и других стран, подверженных российскому влиянию.
Соединенные Штаты, страдающие от бюджетных баталий внутри страны и от сложившейся там патовой ситуации с платежами, пытаются сосредоточиться на других приоритетах внешней политики, в основном в Азии, сокращая при этом свои расходы в Европе. А в Западной Европе избиратели не выказывают особого энтузиазма по поводу расширения европейского проекта, о чем свидетельствует успех крайне правых партий на майских выборах.
Тем не менее, американцы и западные европейцы предоставляют Украине помощь на миллиарды долларов и гарантии кредитов, действуя в основном через Международный валютный фонд. В понедельник Белый дом объявил, что вице-президент Байден посетит на этой неделе Украину и примет участие в инаугурации ее избранного президента Петра Порошенко, который ранее должен встретиться с Обамой в Варшаве.
Однако директор Центра США и Европы (Center on the United States and Europe) при Институте Брукингса Фиона Хилл (Fiona Hill) заявляет, что программа реформ на Украине с ее 45-миллионным населением может оказаться сопоставимой по своим масштабам с теми средствами, которые были затрачены на воссоединение Восточной и Западной Германии. На начавшееся в 1990 году воссоединение ушло более десяти лет, и было потрачено более триллиона долларов.
«Спустя четверть века стремление к таким колоссальным экономическим преобразованиям угасло», — говорит Хилл.
Польша процветала в 1990-е и 2000-е годы благодаря тем решениям, которые приняло ее руководство, и поддержке со стороны США и западноевропейских союзников. После сложного периода экономического спада и общественных беспорядков в 1980-е годы страна после выборов 1989 года начала выходить из кризиса.
Используя стратегию, которую экономисты называют шоковой терапией, Польша коренным образом перестроила свою экономику, ликвидировала государственный контроль над ценами, сократила государственный сектор, либерализовала торговлю и ослабила валютный контроль.
В итоге Польша в 1999 году вступила в ряды Североатлантического альянса, а в 2004 году — в Евросоюз. Когда на континенте в 2009 году начался финансовый кризис, Польша оказалась единственной страной из состава ЕС, где сохранился рост экономики.
А вот Украина за двадцать прошедших лет не осуществила те реформы, которые были реализованы в Польше.
«Политический кризис последнего полугодия начался как экономический кризис, став результатом провальной экономической политики, проводившейся десятилетиями, — написал недавно в своей аналитической работе старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Роберт Кан (Robert Kahn). — Огромные скидки на топливо, которыми пользовались в основном богатые, масштабная коррупция и рыночные перекосы — все это способствовало упадку».
Даже если Соединенные Штаты и Западная Европа сумеют обеспечить необходимую поддержку Украине, у нее останется немало проблем. Довольно уверенная победа Порошенко на выборах была расценена как положительный знак; однако некоторые обозреватели сомневаются в том, что он как миллиардер и представитель олигархического класса сумеет осуществить реформы, необходимые для преобразования страны.
«Общее чувство киевской интеллигенции таково, что на ликвидацию повальной коррупции и бюрократии, которая душит политическую систему на протяжении 20 с лишним лет, уйдет жизнь целого поколения. И в любом случае, этим вряд ли займется „свой“ человек», — написал в журнале Foreign Policy Дэвид Патрикаракос (David Patrikarakos).
«Стоящие впереди задачи действительно очень сложны, — заявил директор Европейского центра Карнеги за международный мир Ян Техау (Jan Techau). — Эта страна коррумпирована. Эта страна разорена». А Россия активно пытается влиять на ход событий на Украине.
«Сегодня ситуация намного сложнее, — отметил президент Национального фонда за демократию (National Endowment for Democracy) Карл Гершман (Carl Gershman). — Россия и другие страны противодействуют намного активнее».
Польша, несмотря на все свои успехи, по-прежнему нуждается в американской поддержке, показывая, насколько трудно будет на Украине.
«Некоторым образом Польша, которая на 25 лет старше, мудрее и благополучнее, олицетворяет собой незащищенность Европы», — заявил бывший сотрудник разведки Юджин Румер (Eugene Rumer), ныне возглавляющий программу по России и Евразии в вашингтонском Центре Карнеги за международный мир.